Концепция развития школы
Миссия школы
При формировании концепции будущего нашей школы мы должны, прежде всего, уточнить свое понимание "миссии" школы, т.е. определить, на реализацию какой части общего социального заказа мы ориентированы, и решение каких проблем считаем приоритетным. И здесь мы исходили из двух позиций: необходимости реализации стратегии модернизации школьного образования и важности удовлетворения запросов со стороны основных участников образовательного процесса – учащихся, их родителей и педагогов.
"Основная цель школы - обучение, ориентированное на развитие",- отмечал Л.С.Выготский. С этим нельзя не согласиться, ведь именно школа сегодня становится тем важным фактором, который формирует новые жизненно важные установки личности. По мнению педагогического коллектива МБОУ СОШ № 91, одним из возможных путей выхода из сложившейся ситуации является создание "Школы полного дня". Это - очень сложное организационно–педагогическое и социальное явление. Наш интерес к такой организации учебно-воспитательного процесса вызван тем, что она может решить практически весь комплекс социальных и психолого–педагогических задач, стоящих перед современным образованием.
Основная цель школы полного дня:
- объединение учебной и внеучебной сфер деятельности ребенка, формирование образовательного пространства, способствующего реализации индивидуальности обучающихся, объединение в единый комплекс образовательных и оздоровительных процессов;
- организация условий для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, способствующими успешной социализации школьников через их включение в различные виды межличностных отношений в практической деятельности;
- формирование общей культуры личности ребенка и развитие ключевых познавательных компетенций, обеспечивающих становление способности к обучению, овладение социальными навыками общения с другими людьми и успешное освоение программы образования.
Задачи школы полного дня:
- обеспечение интеграции основного и дополнительного образования обучающихся;
- создание условий для самовыражения и самоопределения каждого ученика;
- разработка и внедрение нового содержания образования для реализации программ предпрофильного и профильного образования;
- содействие повышению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детства;
- повышение эффективности профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
- совершенствование системы развития одаренных детей.
Для достижения поставленных целей и задач необходимо изменение целевых ориентиров школы, интенсификация учебного процесса, широкое системное внедрение в образовательную практику инновационных педагогических технологий, интеграция общего и дополнительного образования, объединение в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов.
Основной идеей концепции "Школы полного дня" является то, что главным фактором развития образовательной и воспитательной системы, качества образования является характер отношений между участниками образовательного процесса, создание среды сотрудничества, инициирующей и стимулирующей познавательную сознательную деятельность учеников и учителей.
Миссия "Школы полного дня" – предоставление каждому участнику образовательного процесса сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирование их ключевых компетенций; вовлечение родителей в совместную общеобразовательную и воспитательную деятельность школы; развитие социального партнерства, сетевого взаимодействия, информационной открытости образовательного учреждения.
Учебно-воспитательный процесс "Школы полного дня" в нашем образовательном учреждении будет организован на основе широкого применения информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий, с использованием следующих критериев оптимального выбора методов обучения и воспитания:
- соответствие методов особенностям содержания обучения;
- учет индивидуальных психологических возможностей детей;
- учет уровня образовательной и воспитательной подготовленности школьников;
- учет особенностей групп и коллективов учащихся и педагогов;
- учет конкретных социальных условий.
Содержание учебно-воспитательного процесса "Школы полного дня" строится на следующих параметрах:
- инновационность: освоение и внедрение в практику современных инновационных технологий, новых форм и методов работы;
- альтернативность: вариативность внедрения в педагогическую практику образовательных программ и учебно-методических комплексов;
- системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.
- социально-педагогическая целесообразность: соответствие образовательных целей школы социальному заказу;
- наличие конкретных результатов, определяющих реальность и эффективность работы школы.
"Школа полного дня" станет образовательным учреждением со следующими подсистемами:
- образовательной,
- спортивно-оздоровительной,
- профориентационной,
- научной,
- духовно-нравственной,
включающие различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Деятельность в таком общеобразовательном учреждении построена на оригинальных идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику.
На наш взгляд, образовательная система школы - это не только сам образовательный процесс, но и его среда, от которой во многом зависит успех работы школы. Создание и поддержание такой среды также является важнейшим объектом внимания педагогического коллектива. Речь идет об определенных группах условий внутренней жизни школы (организационно-педагогические, социально-психологические, материальные, социально-бытовые, гигиенические, эстетические, пространственные условия) и о важнейших свойствах образовательной среды (ее активности, адаптивности, многообразии, комфортности, "дружественности").
Недопущение перегрузок учащихся в учебной ситуации, выявление патогенных факторов учебно–воспитательного процесса, скрытых причин школьной неуспешности, отклонений в поведении - одна из главных задач "Школы полного дня". Не менее важна оздоровительная направленность работы. Дети, отстающие в физическом развитии, занимаясь во внеурочное время в различных секциях, не только становятся крепче физически, но и закаляются морально, становятся увереннее в своих силах, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на их успеваемости, а в дальнейшем помогает самореализоваться в жизни.
Современное общество крайне заинтересовано в том, чтобы свести к минимуму возможность случайного выбора профессии выпускниками. Более того, желательно, чтобы еще в школе молодой человек сумел определиться в выборе своей будущей профессиональной деятельности. Работа общеобразовательного учреждения должна содействовать развитию социально и профессионально ценных качеств личности. Именно поэтому в нашей "Школе полного дня" отводится особое место системе предпрофильного и профильного обучения. Оно нужно для того, чтобы учащиеся могли определиться в выборе будущего профиля обучения. Это происходит в ходе вариативности и свободе выбора.
В современной ситуации очень многое зависит от учителя, его личных качеств, авторитета среди учеников, глубины знаний, широты его кругозора и увлечений, общественной активности. Необходимым условием нормального функционирования "Школы полного дня" является формирование высокопрофессионального корпуса педагогов - воспитателей. В такой школе должны работать квалифицированные специалисты, которых отличает глубокое знание не только фундаментальных теоретических основ, но и постоянный поиск и использование нового, умение создавать содержательную основу учебно-воспитательного процесса.
Эффективное решение совокупности перечисленных задач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы гуманистического типа. Воспитательная работа в "Школе полного дня" строится по принципу: воспитание есть управление процессом развития личности. При этом необходимо создание условий для целенаправленного систематического развития ребенка как личности, как индивидуальности. Опираясь на личностно-ориентированный подход, наша школа будет систематизировать уже накопленные исследователями и практиками знания, и использовать в работе педагогического коллектива принципы личностно-ориентированного подхода:
- индивидуальности;
- субъектности;
- выбора;
- творчества;
- доверия и поддержки.
При этом наш педагогический коллектив не рассматривает "Школу полного дня" как замкнутое пространство. Системный и деятельностный подходы к образованию и воспитанию диктуют необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать в жизни социума. Важнейшим аспектом является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ученика и использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности.
Все подсистемы тесно взаимосвязаны между собой, основываются на принципах гуманистической ориентации, социальной адекватности, профильности и индивидуализации образования и воспитания, на принципах создания воспитывающей среды. Данная модель является системообразующей, так как направлена на более активное использование новых педагогических технологий, на принятие учащимися здорового образа жизни как высшей ценности социальной среды, на создание организационно-педагогических условий включения школьников в социально значимую деятельность, на расширение возможностей компетентного выбора учащимися стратегии собственного развития в системе социальных отношений.
Таким образом, важнейшие задачи образовательного учреждения нового типа – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В соответствии с концепцией развития школы необходимы изменения в механизме управления единым педагогическим процессом. Система управления "Школы полного дня" направлена на создание педагогических условий эффективного достижения конечных целей школы.
Система управления УВП обеспечивает создание в школе коллектива единомышленников на принципах самоуправления и соуправления, на основе сотрудничества, инициативы и творчества.
Ожидаемый результат
Продуктом «Школы полного дня» является ученик с определенной суммой знаний, обладающий активной творческой и социальной позицией, собственной деятельностью, совершенствующийся в нравственном плане, имеющий стремление к познанию, способность к самовыражению, владеющий навыками анализа, рефлексии, проектирования, организации собственной образовательной деятельности, заботящийся о здоровье, востребованный обществом.
В определении перспектив развития нашей школы мы исходим из того, что развитие, как таковое, не должно заменять функционирование, которое позволяет нам добиваться достаточно стабильных результатов благодаря устоявшимся условиям нашей работы: кадровому составу, в целом удовлетворительному состоянию программно-методического и материального обеспечения. Развитие школы, на наш взгляд, должно не ломать то, что устоялось, а органически входить в систему наших ценностей, традиций и всего того, что составляет уклад школы.