Политехническая составляющая
технологической подготовки школьников
на старшей ступени
Современные потребности рынка труда актуализировали вопрос о подготовке рабочих кадров в короткие сроки. Спрос на рабочие профессии растет, намного превышая потенциальное число имеющихся специалистов.
Социально — экономическая обстановка требует рабочих рук. Как быть? Семейная преемственность при выборе профессии выпускниками школ не поддерживается, к тому же необходимо учитывать гонку за высшим образованием. Материально - техническая база кабинетов технологии и мастерских' в общеобразовательных школах, училищах, техникумах желает быть лучше, соответствовать современности.
В мае 2.008 года на совещании в Департаменте образования Новосибирской области было предложено участвовать в интереснейшем многогранном проекте «Интеграция в условиях политехнического обучения». Именно сегодня традиционная система обучения меняется, перед школой встает проблема реализации программы непрерывного образования, профессиональной ориентации, самоопределения молодежи в современных условиях.
Тема для нас актуальна — интеграция в условиях политехнического обучения
в рамках начального, среднего и высшего профессионального обучения. В рамках работы над проектом наша школа начала сотрудничество с лицеем №13, ныне Новосибирский технологический техникум. Первое начало — нормативно — правовая база:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29.12.01 г. №1756-р);
2. Закон РФ от 13.01.96 г. №12_ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании»;
3. Приказ Департамента образования НСО от 20.09.2008 г. №881 «О разработке и апробации модели образовательного учреждения «Политехническая школа НСО»;
4. Приказ №1227 «О создании, городской экспериментальной площадки в рамках апробации проекта «Политехническая школа НСО»;
5. Важным документом стал З-х сторонний договор «Родители — школа — техникум»;
6. Договор о сотрудничестве «Школа — НТТ»;
7. Положение о классах с политехническим обучением;
8. Проект модели интегрированного непрерывного образовательного учреждения «Политехническая школа» (МБОУ СОШ №91 — ГБОУ НПО НСО НТТ).
На данном этапе школа № 91 — это комплексное образовательное учреждение, реализующее разные образовательные программы.
На сегодня просто необходимо отрабатывать инженерно — технологический профиль, т.к. школа с 2009-2010 учебного года участвует в проекте «Политехническая школа».
Цель проекта — реализация системы трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся, обеспечивающей растущие потребности самореализации школьников в сложившихся условиях.
Приоритетные задачи проекта:
-Формирование у учащихся технологической, трудовой, предпринимательской, экологической, информационной культуры;
-Формирование у учащихся системы технологических знаний и умений;
-Ознакомление учащихся с различными видами профессиональной
деятельности, содействия выявлению и развитию творческих способностей, их
профессиональному самоопределению;
-Обеспечение школьникам возможности для самореализации,
самоутверждения и социализации;
-Обеспечение безопасного образовательного пространства и создание условий,
способствующих сохранению и укреплению здоровья школьников.
Этапы реализации проекта:
-1 этап (2008 — 2009г) — подготовительный этап. Разработка проекта, ознакомление коллектива учителей, родителей школьников, анкетирование.
-2 этап (2009 — 2012г) — реализация данного проекта, создание программ развития, совместной деятельности школы №91 и НТТ. Обеспечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации проекта.
-3 этап (2011, май 2012 г) — аналитично — обобщающий. Подведение итогов на педагогическом совете, родительской конференции, на семинарах, постановка новых стратегических задач.
Губернатор НСО В.А. Толоконский поставил задачи о перспективах получения политехнического образования. А главное — о необходимости для государства иметь квалифицированных специалистов рабочих профессий. Реализация проекта предоставляет возможность «Интеграции содержания непрерывного образования в условиях политехнического образования» и дает возможность учащимся закончить 11 классов, а также получить первоначальную профессиональную подготовку, начальное профессиональное образование, по желанию выпускники имеют возможность продолжить обучение в высших профессиональных учреждениях.
На административном совещании было принято решение предложить учащимся и родителям обучение двум профессиям: «Оператор связи» и «Слесарь по сборке металлоконструкций».
Положительным считается связь куратора школы с НТТ. Совместное обсуждение полученной информации. Учебного процесса в НТТ, итогов обучения, посещение занятий.
В первом полугодии 2009-2010 учебного года обозначились первые положительные результаты: участие в олимпиаде «Лучший по профессии»; в мероприятиях воспитательного значения; посещение предприятий.
В процессе апробации проекта «Политехническая школа» проявились и проблемы:
1. Финансирование «Политехнической школы»,
2. Организация питания школьников,
- На перспективу комплектовать специализированные профессиональные классы,
- Технологическое обучение начитать с начальной школы, а значит необходим оборудованный кабинет технологии,
- Познакомить администрацию школы и учителей с основным направлением «Политехнической школы» с целью эффективного использования технологии на теоретических занятиях,
- Решение кадрового потенциала в аспекте реализации комплекса «Политехническая школа».
Итак, время и наш небольшой опыт показывает «политехническая
школа» - новая необходимая инновационная ступень в образовании
СИСТЕМА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В РАМКАХ БУП ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ НСО
(VIII - IX КЛАССЫ)
"Региональный компонент БУП Политехнической школы НСО реализуется МОУ СОШ интегрировано с предметами федерального компонента за счет отдельных курсов: «Основы выбора профессии» - VIII класс (36 часов); «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» - IX класс (34 часа).
Предпрофильная подготовка |
Курсы PK БУП НСО 8 кл. - 3б час |
Часы МОУ СОШ, предусмотренные на изучение курсов по выбору (70 часов), передаются ОУ НПО (СПО), реализуются на базе данного учреждения и должны способствовать самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе, расширять знания ученика в той или иной области знаний, могут быть предметно-ориентированными (пробными) и межпредметными (ориентационными).
Учитывая, что основная функция курсов по выбору профориентационная, время на их изучение в рамках договора о совместной реализации образовательной программы «политехнической школы» может быть увеличено за счет часов, отводимых ОУ НПО (СПО) на профориентационную работу, а также за счет часов системообразующим ядром технологической подготовки в X—XI кл., её содержание интегрируется с одним из вариантов специального технологического компонента.
|
|
|
|
|
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Курс РК БУП НСО
10 - 11 класс |
|
Общая технологическая
подготовка |
|
Специальная технологическая подготовка |
|
|
|
Начальная профессиональная подготовка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
БУП МОУ СОШ |
|
|
БУП ОУ НПО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НОЦПОМиППН |
|
Производственная
практика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Специальная технологическая подготовки осуществляется по выбору учащихся на базе ОУ НПО (СПО), имеющих соответствующую материально-техническую базу, а также в порядке индивидуальной подготовки у аттестованных специалистов при наличии соответствующих лицензий в режиме сетевого взаимодействия в следующих направлениях (сферах и профилях) трудовой деятельности:
-в сфере промышленного производства;
-в сфере сельскохозяйственного производства;
-в сфере строительных и ремонтных работ;
-в сфере телекоммуникаций и информационных технологий;
-в сфере управления;
-в сфере проектирования;
-в сфере материально-технического обеспечения;
-внеклассной работы МОУ СОШ (в общей сложности - не более б часов в неделю).
СИСТЕМА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ БУП ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ НСО
(X - XI КЛАССЫ)1
По ФБУП 280 (4/4) часов отводится на организацию профильного обучения в X - XI классах. Предмет «Технология» изучается дифференцированно, в зависимости от профиля и специализации.
Профильное обучение включает общетехнологическую подготовку и специальную технологическую подготовку. Предусматривает углубленную технологическую подготовку старшеклассников в выбранной отрасли и направлении технологической деятельности, и по ее завершении учащиеся могут получить справку об освоении профильного курса по технологии.
При углубленном уровне профильной технологической подготовки, с использованием времени за счет регионального и школьного компонентов БУП, допускается выдача свидетельства государственного образца о профессиональном обучении.
Содержание основных образовательных программ по технологическим профилям, реализуемым образовательным учреждением, включает в качестве составляющих: «Общую технологическую подготовку» и «Специальную технологическую подготовку».
Общая технологическая подготовка (общий технологический компонент) как унифицированная составляющая является обязательным:
? -в сфере коммерции;
? -в сфере сервиса;
? -в сфере декоративно-прикладного искусства.
Специальная технологическая подготовка может осуществляться по другим направлениям и видам трудовой деятельности, востребованным на рынке труда Новосибирской области.
При увеличении количества учебных часов, наличии необходимого учебно-материального и кадрового обеспечения в системе сетевой организации обучения, а также по желанию учащихся и их родителей, с учетом потребностей регионального рынка труда такая подготовка может быть заменена начальной профессиональной подготовкой, по профессиям (специальностям), соответствующим перечисленным направлениям.
Систему сетевой организации обучения МОУ СОШ № 91 и ГБОУ СПО НСО НТТ (организацию начальной профессиональном подготовки представит Тушманакова Ж.В. - методист ПШ.
Семинар — презентация
«Политехническая основа общеобразовательной подготовки школьников в
условиях модели «Политехническая школа НСО»
6 апреля 2010 года
(актовый зал ГБОУ СПО НСО «НТТ»)
9.00—9.30 |
Регистрация участников. Осмотр выставки творческих проектов учащихся начальной ступени и средней ступени обучения МБОУ СОШ №91, учащихся ГБОУ СПО НСО «НТТ» (3 этаж, актовый зал) |
9.30 — 9.50 |
Приглашение на «Чайный аромат» |
9.40 - 10.00 |
Показ слайд - программы. |
10.00 - 10.15 |
Открытие семинара.
Приветственное слово директора ГБОУ СПО НСО «НТТ» Фаттахофой И. И. и директора МБОУ СОШ №91 Рязановой Е.В. |
10.15 - 10.35 |
Концептуальные положения модели «Политехническая школа НСО» Слепова Е.Б, научный консультант, преподаватель НИПКиПРО |
10.45—11.00 |
«Политехническая составляющая технологической подготовки школьников на старшей ступени обучения». Тушманакова Ж.В., методист «Политехнической школы» МБОУ СОШ № 91 |
11.00—11.15 |
Система взаимодействия общеобразовательного и профессионального образования» Фаттахова Н.И., директор ГБОУ СПО НСО «НТТ» |
11.20—12.00 |
Уроки производственного обучения профессии «Оператор связи», «Слесарь металлоконструкций» |
12.00 - 12.30 |
Обед |
12.30 — 12.50 |
Круглый стол. Итоги семинара. (С участием представителей департамента образования и социальных партнеров). |
12.50 - 13.20 |
Концерт |
13.20 —14.00 |
Экскурсия по ГБОУ СПО НСО «НТТ» |
Вопросы для круглого стола
1. Нормативно-правовая база проекта «Политехническая школа НСО».
2. Оптимизация системы деятельности педагогического коллектива в условиях проекта «Политехническая школа НСО».
3. Система организации взаимодействия семьи, школы, ОУ НПО в условиях проекта «Политехническая школа НСО».
4. Набор учащихся в политехнический образовательный комплекс.
5. Организация мониторинга качества образовательной подготовки в условиях политехнического образовательного комплекса.
6. Итоговая аттестация выпускника политехнического образовательного комплекса.
7. Непрерывность образования выпускников политехнического образовательного комплекса (поступление в ОУ СПО, ВПО).
8. Привлечение финансовых средств за счет внебюджетных и других источников.