Политехническая составляющая технологической подготовки школьников на старшей ступени

МБОУ СОШ №91

Политехническая составляющая технологической подготовки школьников на старшей ступени

 

 

Политехническая составляющая

технологической подготовки школьников

на старшей ступени

Современные потребности рынка труда актуализировали вопрос о подготовке рабочих кадров в короткие сроки. Спрос на рабочие профессии растет, намного превышая потенциальное число имеющихся специалистов.

Социально — экономическая обстановка требует рабочих рук. Как быть? Семейная преемственность при выборе профессии выпускниками школ не поддерживается, к тому же необходимо учитывать гонку за высшим образованием. Материально - техническая база кабинетов технологии и мастерских' в общеобразовательных школах, училищах, техникумах желает быть лучше, соответствовать современности.

В мае 2.008 года на совещании в Департаменте образования Новосибирской области было предложено участвовать в интереснейшем многогранном проекте «Интеграция в условиях политехнического обучения». Именно сегодня традиционная система обучения меняется, перед школой встает проблема реализации программы непрерывного образования, профессиональной ориентации, самоопределения молодежи в современных условиях.

Тема для нас актуальна — интеграция в условиях политехнического обучения
в рамках начального, среднего и высшего профессионального обучения. В рамках работы над проектом наша школа начала сотрудничество с лицеем №13, ныне Новосибирский технологический техникум. Первое начало — нормативно — правовая база:

1.      Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29.12.01 г. №1756-р);

2.      Закон РФ от 13.01.96 г. №12_ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании»;

3.      Приказ Департамента образования НСО от 20.09.2008 г. №881 «О разработке и апробации модели образовательного учреждения «Политехническая школа НСО»;

4.      Приказ №1227 «О создании, городской экспериментальной площадки в рамках апробации проекта «Политехническая школа НСО»;

5.      Важным документом стал З-х сторонний договор «Родители — школа — техникум»;

6.      Договор о сотрудничестве «Школа — НТТ»;

7.      Положение о классах с политехническим обучением;

8.      Проект модели интегрированного непрерывного образовательного учреждения «Политехническая школа» (МБОУ СОШ №91 — ГБОУ НПО НСО НТТ).

На   данном   этапе   школа   № 91       это   комплексное   образовательное учреждение, реализующее разные образовательные программы.

На    сегодня  просто    необходимо    отрабатывать    инженерно    — технологический профиль, т.к. школа с 2009-2010 учебного года участвует в проекте «Политехническая школа».

Цель проекта — реализация системы трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся, обеспечивающей растущие потребности самореализации школьников в сложившихся условиях.

Приоритетные задачи проекта:

-Формирование у учащихся технологической, трудовой, предпринимательской, экологической, информационной культуры;

-Формирование у учащихся системы технологических знаний и умений;

-Ознакомление     учащихся     с     различными     видами     профессиональной

деятельности, содействия выявлению и развитию творческих способностей, их

профессиональному самоопределению;

-Обеспечение        школьникам        возможности        для        самореализации,

самоутверждения и социализации;

-Обеспечение безопасного образовательного пространства и создание условий,

способствующих сохранению и укреплению здоровья школьников.

Этапы реализации проекта:

-1 этап (2008 — 2009г) — подготовительный этап. Разработка проекта, ознакомление коллектива учителей, родителей школьников, анкетирование.

-2 этап (2009 — 2012г) — реализация данного проекта, создание программ развития, совместной деятельности школы №91 и НТТ. Обеспечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации проекта.

-3 этап (2011, май 2012 г) — аналитично — обобщающий. Подведение итогов на педагогическом совете, родительской конференции, на семинарах, постановка новых стратегических задач.

Губернатор НСО В.А. Толоконский поставил задачи о перспективах получения политехнического образования. А главное — о необходимости для государства иметь квалифицированных специалистов рабочих профессий. Реализация проекта предоставляет возможность «Интеграции содержания непрерывного образования в условиях политехнического образования» и дает возможность учащимся закончить 11 классов, а также получить первоначальную профессиональную подготовку, начальное профессиональное образование, по желанию выпускники имеют возможность продолжить обучение в высших профессиональных учреждениях.

На административном совещании было принято решение предложить учащимся и родителям обучение двум профессиям: «Оператор связи» и «Слесарь по сборке металлоконструкций».

Положительным считается связь куратора школы с НТТ. Совместное обсуждение   полученной   информации.   Учебного  процесса  в  НТТ,   итогов обучения, посещение занятий.

В   первом   полугодии   2009-2010   учебного   года   обозначились   первые положительные результаты: участие в олимпиаде «Лучший по профессии»; в мероприятиях воспитательного значения; посещение предприятий.

В  процессе  апробации     проекта «Политехническая  школа»  проявились  и проблемы:

1.      Финансирование «Политехнической школы»,

2.      Организация питания школьников,

  1. На    перспективу    комплектовать    специализированные    профессиональные классы,
  2. Технологическое обучение начитать с начальной школы, а значит необходим оборудованный кабинет технологии,
  3. Познакомить администрацию школы и учителей с основным направлением «Политехнической школы» с целью эффективного использования технологии на теоретических занятиях,
  4. Решение     кадрового     потенциала     в     аспекте     реализации     комплекса «Политехническая школа».

Итак,  время  и  наш  небольшой  опыт  показывает «политехническая

школа» - новая необходимая инновационная ступень в образовании

 

СИСТЕМА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В РАМКАХ БУП ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ НСО

(VIII - IX КЛАССЫ)

"Региональный компонент БУП Политехнической школы НСО реализуется МОУ СОШ интегрировано с предметами федерального компонента за счет отдельных курсов: «Основы выбора профессии» - VIII класс (36 часов); «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» - IX класс (34 часа).

 

Предпрофильная подготовка

Проф-консультирование

Информационная работа

Курсы PK БУП НСО 8 кл. - 3б час

Курсы по выбору

 

БУП ОУ НПО

 

НОЦПОМиППН

Внеклассная работа

Часы МОУ СОШ, предусмотренные на изучение курсов по выбору (70 часов), передаются ОУ НПО (СПО), реализуются на базе данного учреждения и должны способствовать самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе, расширять знания ученика в той или иной области знаний, могут быть предметно-ориентированными (пробными) и межпредметными (ориентационными).

Учитывая, что основная функция курсов по выбору профориентационная, время на их изучение в рамках договора о совместной реализации образовательной программы «политехнической школы» может быть увеличено за счет часов, отводимых ОУ НПО (СПО) на профориентационную  работу,  а также за счет часов системообразующим ядром технологической подготовки в XXI кл., её содержание интегрируется с одним из вариантов специального технологического компонента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курс РК БУП НСО

10 - 11 класс

 

Общая технологическая

подготовка

 

Специальная технологическая подготовка

 

 

 

Начальная профессиональная подготовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БУП МОУ СОШ

 

 

БУП ОУ НПО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОЦПОМиППН

 

Производственная

практика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальная технологическая подготовки осуществляется по выбору учащихся на базе ОУ НПО (СПО), имеющих соответствующую материально-техническую  базу,   а   также   в   порядке  индивидуальной   подготовки  у аттестованных специалистов при наличии соответствующих лицензий в режиме сетевого взаимодействия в следующих направлениях (сферах и профилях) трудовой деятельности:

-в сфере промышленного производства;

-в сфере сельскохозяйственного производства;

-в сфере строительных и ремонтных работ;

-в сфере телекоммуникаций и информационных технологий;

-в сфере управления;

-в сфере проектирования;

-в сфере материально-технического обеспечения;

-внеклассной работы МОУ СОШ (в общей сложности - не более б часов в неделю).

 

СИСТЕМА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ БУП ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ НСО

(X - XI КЛАССЫ)1

По ФБУП 280 (4/4) часов отводится на организацию профильного обучения в X - XI классах. Предмет «Технология» изучается дифференцированно, в зависимости от профиля и специализации.

Профильное обучение включает общетехнологическую подготовку и специальную технологическую подготовку. Предусматривает углубленную технологическую подготовку старшеклассников в выбранной отрасли и направлении технологической деятельности, и по ее завершении учащиеся могут получить справку об освоении профильного курса по технологии.

При углубленном уровне профильной технологической подготовки, с использованием времени за счет регионального и школьного компонентов БУП, допускается выдача свидетельства государственного образца о профессиональном обучении.

Содержание       основных       образовательных       программ       по технологическим профилям, реализуемым образовательным учреждением, включает в качестве составляющих: «Общую технологическую подготовку» и «Специальную технологическую подготовку».

Общая    технологическая    подготовка    (общий    технологический компонент) как унифицированная составляющая является обязательным:

?                       -в сфере коммерции;

?                       -в сфере сервиса;

?                       -в сфере декоративно-прикладного искусства.

Специальная технологическая подготовка может осуществляться по другим направлениям и видам трудовой деятельности, востребованным на рынке труда Новосибирской области.

При увеличении количества учебных часов, наличии необходимого учебно-материального и кадрового обеспечения в системе сетевой организации обучения, а также по желанию учащихся и их родителей, с учетом потребностей регионального рынка труда такая подготовка может быть заменена начальной профессиональной подготовкой, по профессиям    (специальностям),    соответствующим    перечисленным направлениям.

Систему сетевой организации обучения МОУ СОШ № 91 и ГБОУ СПО НСО   НТТ   (организацию   начальной   профессиональном   подготовки представит Тушманакова Ж.В. - методист ПШ.

 

Семинар — презентация

«Политехническая основа общеобразовательной подготовки школьников в

условиях модели «Политехническая школа НСО»

6 апреля 2010 года

(актовый зал ГБОУ СПО НСО «НТТ»)

  

9.00—9.30

Регистрация участников. Осмотр выставки творческих проектов учащихся начальной ступени и средней ступени обучения МБОУ СОШ №91, учащихся ГБОУ СПО НСО «НТТ» (3 этаж, актовый зал)

9.30 — 9.50

Приглашение на «Чайный аромат»

9.40 - 10.00

Показ слайд - программы.

10.00 - 10.15

Открытие семинара.

Приветственное слово директора ГБОУ СПО НСО «НТТ» Фаттахофой И. И. и директора МБОУ СОШ №91 Рязановой Е.В.

10.15 - 10.35

Концептуальные положения модели «Политехническая школа НСО» Слепова Е.Б, научный консультант, преподаватель НИПКиПРО

10.45—11.00

«Политехническая составляющая технологической подготовки школьников на старшей ступени обучения». Тушманакова  Ж.В.,   методист  «Политехнической  школы» МБОУ СОШ № 91

11.00—11.15

Система взаимодействия общеобразовательного и профессионального образования» Фаттахова Н.И., директор ГБОУ СПО НСО «НТТ»

 11.20—12.00   

Уроки производственного обучения профессии «Оператор связи», «Слесарь металлоконструкций» 

12.00 - 12.30   

Обед

12.30 — 12.50

Круглый стол. Итоги семинара. (С участием представителей департамента образования и социальных партнеров).

12.50 - 13.20  

Концерт

13.20 —14.00    

Экскурсия по ГБОУ СПО НСО «НТТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для круглого стола

1.  Нормативно-правовая база проекта «Политехническая школа НСО».

2.              Оптимизация   системы   деятельности   педагогического   коллектива   в условиях проекта «Политехническая школа НСО».

3.              Система организации взаимодействия семьи, школы, ОУ НПО в условиях проекта «Политехническая школа НСО».

4.              Набор учащихся в политехнический образовательный комплекс.

5.              Организация   мониторинга   качества   образовательной   подготовки   в условиях политехнического образовательного комплекса.

6.              Итоговая   аттестация   выпускника   политехнического   образовательного комплекса.

7.              Непрерывность        образования        выпускников        политехнического образовательного комплекса (поступление в ОУ СПО, ВПО).

8.              Привлечение   финансовых  средств  за  счет  внебюджетных  и  других источников.

Дата последнего обновления страницы 18.08.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»