Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

МБОУ СОШ №91

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

МИССИЯ ШКОЛЫ

Наша школа - это школа:

·         развития индивидуальных способностей личности школьника к самосовершенствованию и самоопределению;

·         со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.

В течение нескольких лет педагогический коллектив изучал и апробировал различные педагогические технологии. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно-ориентированного образования посредством профессиональной ориентации школьников.

Личностно-ориентированное образование – это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.

Чтобы правильно организовать личностно-ориентированное образование учащихся, надо установить те условия и факторы, которые определяет процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:

·        природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задатки укрепляются, развиваются, а дурные – сглаживаются. Главное – воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;

·        особенности семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов, приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания. Эта одна из важнейших задач школы в современных условиях;

·        социальная среда, в которой живет и развивается человек. Это и среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов;

·        воспитательное учреждение в котором получает образование человек. От того, какое это учреждение, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося;

·         система политехнической образовательной подготовки, обеспечивающей высокий уровень развития потребности старшеклассников в личностно значимой трудовой деятельности на основе сетевого взаимодействия с ГБОУ СПО НСО «НТТ»  и промышленными предприятиями. 

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА

Повышение компетентности субъектов образовательного пространства  школы как средство развития индивидуальных способностей личности школьника к самосовершенствованию и самоопределению.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учащиеся в школе, осуществляющей личностно-ориентированное образование, должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу обществу.

Принципы:

·         гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;

·         демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;

·         преемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.

В основу организации образовательного и инновационного процессов положен системно-деятельный ПОДХОД, который:

·        способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;

·        пробуждает деятельное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.

Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить:

 а) мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;

б) овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.

 

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ

Личностно-ориентированное образование в школе направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной жизнью.

Особенности и условия построения личностно ориентированной модели школы

1. Создание индивидуального облика школы – выявление оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу.

2. Отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.

3. Позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя  личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности.

4. Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков: модельных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной и т.д.).

Система личностно-ориентированного образования в Политехнической школе

Профессиональная ориентация

 

Служба профессионального самоопределения

 

Учебно-методическая служба

 

Программное сопровождение и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в рамках сетевого взаимодействия

Профильные инженерно-технологические классы

Психологическая служба

Психолого-педагогическое сопровождение развития школьника

Профессиональная подготовка

(начальное профессиональное образование)

Воспитательная служба

 

Адаптация и становление  школьника в учебно-воспитательной среде ОУ в рамках сетевого взаимодействия

Социальная служба

Социальная адаптация учащихся

Выбор перспективной модели школы строился с учетом положительного опыта, что накопила традиционная школа и с учетом изменения социальной ситуа­ции развития детей, необходимостью нового целеосмысления функций и миссии школы.

1.      Вся школа - единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность в обучении, воспитании и развитии.

2.      Основу модели составляют ступени среднего образования: начальная школа,
основная школа и полная средняя школа.

3.      В качестве основной структурной единицы образовательной модели рассмат­ривается класс.

Комплектуя классы равных возможностей, школа учитывает уровень функцио­нальной готовности детей к обучению на 1 ступени. Создает условия для выбора дополнительных услуг детям и их родителям в соответствии с их интересами и образовательными потребностями на 1-ой и 2-ой ступенях образования, создавая классы по формам мягкой дифференциации (по варианту однородных классов, занимающихся по разным программам или по варианту классно - групповой мо­дели с произвольным набором дополнительных занятий).

Наличие классов разного уровня дает возможность заложить фундамент универ­сальных знаний, расширить круг интересов детей, обеспечить индивидуальный подход в обучении. Фактически мы имеем следующие уровни обучения:

         базовый

         с высокими учебными возможностями

         с низкими учебными возможностями.

Кроме того, внутри классов с высокими учебными возможностями и базовых вы­деляются дети, которым нужна помощь в обучении и одаренные дети (внутри-классная дифференциация). Учитель самостоятельно регулирует, корректирует и индивидуализирует процесс обучения в соответствии с учебной программой и тре­бованием методического объединения.

4.      Вариативность учебного процесса обеспечивается региональным и школьным компонентом, позволяющим школе самостоятельно выбирать образователь­ные программы и учебные планы, учитывая уровень готовности детей к обу­чению и в соответствии с задачами школы.

5.      Ведется изучение иностранного языка со второго класса, вводится обучение по интегрированным курсам и программам.

 

Дополнительное и вариативное обра­зование в образовательной системе школы

Система дополнительного образования

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеклассная и внешкольная

 

 

деятельность

• детская   риторика

• НОУ «Школьная академия»

• волейбол

 

 

• легкая атлетика

• хореография

• внутришкольные  пред-

• лыжи

• психология

метные факультативы

Искусство

общения

• индивидуальные        и

 «Серебряные голоса»

 

групповые    консультации

• Танцевальный      ан-

 

         учащихся

самбль «Карусель»

 

• дополнительные занятия

• Музыкальное творчество

 

с учащимися с низкими

        (хоровая студия,

 

учебными     возможно-

обучение игре на му-

 

стями

зыкальных     инстру-

 

• участие   в   конкурсах,

ментах)

 

 

проектах

Художественная

 

 

• группы развития для де-

• Прикладное творчество

 

 

тей с высокими возможностями

         «Сказка» (лепка, роспись)

 

 

 

 

 

 

 

• Умелые руки (кройка

 

 

 

и шитье)

 

 

 

Общешкольные направления

 

 

 

деятельности

 

 

 

«Лидер»

 

 

 

«Я-подросток»

 

 

 

«От сердца к сердцу»

 

 

 

«Досуг»

 

 

 

«Вахта памяти»

 

 

 

«Олимп»       «Небеда»

 

 

 

 

 

 

 

Внешкольные виды

 

 

 

деятельности

 

 

 

- конкурсы      - фестивали

 

 

 

-  акции       - деловые игры

 

 

Система вариативного обучения

1 СТУПЕНЬ

Традиционное обучение (1-4).

Введение в обучение целостной модели образования «Начальная школа 21 века» (профессора Н.В. Виноградовой), «Класси­ческая начальная школа».

Группы с дополнительным образованием (хореография, детская риторика, прикладное творчество, музыкальное образование, школа спортивного развития).

Интегрированные курсы (ИЗО и художественный труд, окружающий мир и обществоведение, обучение грамоте и математика.)

Развивающие группы детей с высокими учебными возможностями по русскому языку, математике, литературе, окружающему миру.

Введение в общеобразовательный цикл межпредметных связей в области политехнической подготовки.

2 СТУПЕНЬ

Традиционное обучение по программам и учебникам, структура которых отличается вариативностью в отдельных образователь­ных областях и классах.

Группы с дополнительным образованием (расширенное изучение русского языка, английского языка, математики, истории, музыки, технологии, психологии общения, выбора профессии).

Углубленное изучение информатики через предметные области знаний.

Предпрофильная подготовка в области Политехнической школы.

Интегрированные курсы.

3 СТУПЕНЬ

Классы профильной направленности:

социально-гуманитарное направление

инженерно-технологическое направление (Политехническая школа).

 

 

Характеристика организационной структуры управления

Организационная структура управления школой - целостная структура управляющей и управляемой подсистем, находящихся во взаимодействии и взаимосвязи в соответствии с их местом в процессе управления. Она представляет собой комбинацию линейно-функциональной структуры, отражающей в себе разные субъекты управления как стабильные, так и краткосрочные для решения новых кратко­срочных задач.

Таким образом, основная структура управления состоит из четырех уровней:

·         уровень директора школы и коллективных субъектов управления;

·         уровень заместителей директора и коллективных субъектов управления;

·         уровень учителей, классных руководителей, воспитателей, объединенных в

                       методические объединения и временные творческие микрогруппы;

·         уровень соуправления и самоуправления учащихся.

На каждом из них по горизонтали разворачивается своя структура органов, которые взаимосвязаны с субъектами каждого уровня между собой.

 

 

  

Характеристика методической работы школы

Основная методическая тема, над которой работает педагогический коллектив, является единой общешкольной темой, синтезирующей в себе идеи по пер­спективному развитию образовательного пространства школы.                                                                                                                                
Методическая работа рассматривается как целостная система взаимосвязанных мер, нацеленных на:

  • повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя;                  
  • развитие и повышение творческого потенциала педагогического кол­лектива в целом;    
  • овладение теорией и практикой введения в процесс обучения инновационных направлений.   

 

Методическая работа школы строится исходя из принципов, позволяющих методической службе целенаправленно подойти к про­ектированию для каждого педагога индивидуальной траектории профессиональ­ного роста.

1.   Принцип прогностичности и активности (своевременное предвидение
     проблем и потребностей педагогического коллектива).

2.   Принцип системного подхода (выстраивание вертикальных и горизонтальных связей).

3.   Принцип ориентации на развитие, саморазвитие.

4.   Принцип поисковой, творческой, исследовательской направленности.

5.   Принцип методической оснащенности.

Основные направления работы

Информационно-аналитическое

Изучение и внедрение педагогических технологий, организация инно­вационной деятельности учителя.

Консультативно-информационное

Изучение документов по вопросам образования, развития школы. Ока­зание помощи педагогам в планировании учебного материала, разра­ботке уроков, обучение проведению диагностик.

Диагностико-аналитическое

Осуществление мониторинга за уровнем ЗУН, изучение психофизиче­ских, индивидуальных, возрастных особенностей личности школьника, анализ и оценка получаемой информации.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА»

Политехническое образование и воспитание - составная часть воспитания молодёжи, которая:

  • включает представления о технологическом аспекте современной научной картины мира как совокупности фундаментальных понятий о техносфере, социально-техническом проектировании окружающей среды, способах получения и обработки материалов, энергии, информации; воспитание технологического системного способа мышления;
  • направлена на усвоение учащимися общенаучных принципов современного производства и овладение практическими навыками обращения с орудиями труда, машинами и механизмами, формирование способности ориентироваться в современной технике и технологии.

В неразрывной связи с общим образованием политехническое образование является условием подготовки молодёжи к активной производственной и общественной деятельности, основой последующей профессиональной подготовки, способствует решению задачи соединения обучения с производительным трудом.

Ключевым стержнем в деятельности общеобразовательного политехнического комплекса являются профориентационная работа и работа по профессиональному самоопределению учащихся.

 

Концептуальная идея создания политехнического образовательного комплекса «Политехническая Школа»

 

Создание информационно-образовательного пространства в системе сетевого взаимодействия МБОУ СОШ №91 и ГБОУ СПО НСО «НТТ» как ресурсного центра профессиональной ориентации, социальной адаптации и подготовки молодежи к трудовой деятельности в современных рыночных отношениях.

 

Данная модель предполагает реализацию следующих принципов:

1) интеграции при организации и реализации политехнической подготовки школьников;

2) взаимодействия (сетевого) и координации данного вида деятельности;

3) систематизации при создании и управлении данным комплексом;

4) целостности при выборе педагогических технологий обучения;

5) гуманизации (внимание к индивидуальным способностям, возможностям и потребностям каждого участника проекта);

6) действенности (мотивировка участников образовательного сообщества к осознанному выбору действий);

7) непрерывного образования.

В своей основе модель политехнической школы опирается на методологические подходы и позиции, изложенные в следующих концепциях.

 

1. «Концепция политехнического образования в современных условиях» П. Р. Атутова. По его мнению, «научное обеспечение политехнического образования должно иметь межпредметный характер. Помимо результатов собственно педагогических исследований необходимо, чтобы оно включало в себя достижения, например, философии, социологии, научно-технических дисциплин, психологии. Суммарное требование современного производства - обеспечение максимального роста творческих способностей человека - предполагает признание в качестве ведущей функции политехнического образования развитие способностей учащихся, необходимых им для успешной дальнейшей работы в различных областях. В свою очередь, это делает обязательным воплощение общекультурных аспектов содержания обучения, направленного на формирование широкой трудовой культуры, а не на адаптацию к сложившимся производственным условиям».

 

2. «Концепция предметной и образовательной областей «Технология»: современный аспект»  И. Б. Готской, В. М. Жучкова (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена города Санкт-Петербурга). Предложенная авторами концепция отражает системный подход к реализации содержания образовательной области «Технология», включая в себя многоаспектную и функциональную составляющие технологической подготовки школьника. Разработанная модель технологического образования, формирующая технологическую культуру выпускника школы, структурно выстроена, выделены компоненты и связи, механизмы, позволяющие учитывать взаимосвязь и взаимообусловленность всего процесса, так как в основе заложен принцип интеграции. На каждой ступени подготовки учтены этапы включения учащихся в технологическое знание и в практико-ориентированную деятельность. Знаниевая компонента технологической культуры формируется от первичных сведений об основах общенаучных и общетехнических знаний (1-4-й классы) через освоение основ общетехнических знаний (5-7-й классы) и основ общенаучных знаний (8-9-й классы) до изучения профильно-предметных основ технологических знаний (10-11-й классы).

Концепция носит характер опережающего технологического образования, и основным ее компонентом является фундаментализация технологического образования. Каждая ступень образования имеет конечную цель формирования различных уровней технологической культуры: Знакомство, Осведомленность, Грамотность, Компетентность. В период модернизации российского образования учителя технологии могут использовать данную концепцию в своей практике, на основе государственного образовательного стандарта разрабатывая рабочие программы, образовательные программы спецкурсов и элективных курсов с учетом типа образовательного учреждения, включая и межшкольные учебные комбинаты, и начальную профессиональную подготовку в рамках сетевого взаимодействия.

По словам авторов, в основу предлагаемой концепции положено представление о технологии как системном феномене действительности, что определило возможность комплексного применения методологий системного, синергетического подходов и социально-этического маркетинга для исследования и уточнения таких понятий, как «технология», «жизненный цикл технологических знаний», «предметная область "Технология"», «структура предметной области "Технология"», «образовательная область "Технология"». По мнению авторов концепции, технология - это осознанный системный процесс совместно распределенной деятельности социального элемента в выделенном социально-экономическом пространстве, направленный на удовлетворение различных уровней его полезно-познавательных потребностей - индивидуальных, корпоративных, социальных.

 

3. Концепция содержания образования образовательной области «Технология», утвержденная приказом министра образования от 18.07.02 № 2783, послужила отправной точкой для разработки нового содержания образования и создания учебно-методического сопровождения. Это позволило развивать на новом уровне технологическое образование школьников с учетом отечественных традиций трудовой подготовки и мирового опыта.

Образовательная область «Технология» синтезирует научно-технические, технологические и экономические знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека, обеспечивает прагматическую направленность общего образования. Основу предметов, входящих в образовательную область «Технология», составляет самостоятельная проектная практическая деятельность учащихся, что позволяет сократить их репродуктивную деятельность и уменьшить учебную нагрузку. Модульное построение содержания образовательной области «Технология» позволяет оптимизировать тематические составляющие и их объем в учебных курсах. Кроме того, блочно-модульный подход обеспечивает преемственность перехода учащихся от общетехнологического к профильному обучению в старших классах, к профессиональному образованию, трудовой деятельности, непрерывному самообразованию.

 

4. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р об одобрении «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение. «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (Москва, 2002) одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24 апреля и 28 июня 2002 года. Прежде всего, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Условия создания и реализации политехнического образовательного комплекса «Политехническая школа»

 

  • Разработка нормативно-правовой законодательной базы.
  • Совершенствование материально-технической базы.
  • Повышение квалификации преподавательского состава.
  • Координация работы по реализации проекта через совет руководителей ОУ.
  • Научно-методическое сопровождение реализации содержания политехнического образования на интегральной основе в рамках сетевого взаимодействия.
  • Мониторинг реализации проекта «Политехническая школа.
  • Обобщение и презентация опыта работы ОУ.
  • Анализ качества подготовки профессиональных рабочих кадров и инженерного состава в условиях требований современного рынка труда.

 

Структура

  • Начальная школа – общая политехническая подготовка
  • Основная школа - предпрофильная подготовка – (труд в сфере обслуживания)
  • Старшая школа - профильная подготовка

Ожидаемый  результат - обеспечение качества образования в новых социально-экономических условиях.

 

Сетевое взаимодействие     

·         ГБОУ СПО НСО «НТТ» 

·         Промышленные предприятия г.Новосибирска (ООО «Авторемонтный», «Сиблитмаш», «Совсибирь»)

·         ВУЗы (Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, Сибирская государственная геодезическая академия, Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики)

·         Система дополнительного образования

·         ОУ района

·         Общественные учреждения

 

Структурно-функциональная модель Политехнической школы

 

Профессиональная ориентация                1 ступень – НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – 1-4 классы

    Общая политехническая подготовка (ОО «Технология»)                                      

Предпрофильная подготовка                    2 ступень – ОСНОВНАЯ ШКОЛА – 5-8 классы

    Технический труд, обслуживающий труд (ОО «Технология»)                                     

Профильная подготовка                                  3 ступень – СТАРШАЯ ШКОЛА – 9-10 классы

Реализация БУП (федеральный и школьный компоненты)

Профессиональное самоопределение (начальное профессиональное                  

образование в рамках инженерно-технологического профиля на базе НТТ

по профессиям «Оператор связи», «Слесарь по сборке металлоконструкций»)          

11 класс

Среднее профессиональное образование в рамках Политехнической школы

на базе НТТ

Подготовительный этап высшего профессионального образования

 

Выпускник Политехнической школы

 

Аттестат  о полном среднем образовании

Государственный документ начального профессионального образования

 

Приоритетное поступление в ОУ СПО, ВПО

 

Модель выпускника Политехнической школы

 

1 ступень – профильный инженерно-технологический  класс

(среднее (полное ) общее образование)

  • Овладение технологическими знаниями и умениями.

·         Внутренняя потребность и уважительное  отношение к процессу и результатам труда.

·         Сформированность личного  профессионального  плана (индивидуальная траектория развития) старшеклассника. 

·         Овладение способами самореализации, самоутверждения и социализации.

 

2 ступень – начальное профессиональное образование

  • Овладение технологическими компетенциями, способами технического мышления, навыками производительной деятельности в условиях современного производства.

Характеристика воспитательной работы школы

Школа работает над созданием модели адаптивной школы, то есть школы, действующей по такой системе обучения и воспитания, которая перестраивает отношения между учителями и учениками, обеспечивая учёт индивидуальных психофизиологических особенностей личности школьников, учителей и родителей, и способствует полному самораскрытию и самореализации всех участников единого воспитательного коллектива.

Следовательно, основным принципом организации жизнедеятельности школы является создание благоприятной образовательной среды, которая стремится максимально приспособить учебно-воспитательную жизнедеятельность под потенциал учащихся, то есть позволяет каждому члену школьного коллектива иметь свою траекторию развития и в своём темпе.

Принципы построения воспитательной системы школы:

  • природо- и культуросообразность;
  • гуманизация;
  • личностно-ориентированное   обучение   через   дифференциацию   и
    индивидуализацию
  • педагогика сотрудничества;
  • стабильность, надёжность и эффективность образования;
  • интеграция;
  • системность.

Модель школьной психологической деятельности – психолого-педагогическое сопровождение

Основа – авторская модель организации психологической службы в школе.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для полноценного развития и успешного обучения ребенка и подростка в ситуациях школьного взаимодействия.

Задачи:

1. Систематическое отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения.

2. Создание в данной педагогической среде психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Важнейшие направления практической деятельности школьного психолога в рамках сопровождения:

·        школьная прикладная психодиагностика;

·        развивающая и психокоррекционная деятельность;

·        консультирование и просвещение педагогов, школьников и их родителей;

·        социально-диспетчерская деятельность.

Организационная модель психолого-педагогического сопровождения

Плановая сопровождающая работа (сопровождение школьных параллелей: 1-х, 4-5-х, 9-11-х кл.

 

Диагностический минимум

 

Психолого-педагогический консилиум

(сборка целостного портрета ребенка; выработка стратегии сопровождения)

Работа по направлениям:

1.      Основные направления: организационная работа с администрацией; консультационно-методическая работа с педагогами; просветительская и консультативная работа с родителями. Возможные направления: коррекционно-развивающая работа с детьми; консультирование подростков.

2.      Углубленная диагностика в соответствии с гипотезой: дифференциация нормы и патологии; изучение особенностей познавательной деятельности; изучение мотивационно-личностных особенностей.

3.      Специальная диагностика в соответствии с ситуацией.

4.      Стержнем данной модели является психолого-педагогический консилиум, который позволяет объединить усилия педагогов, психолога и всех других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию.

Основные циклы сопровождения:

1.      прием в 1-й класс;

2.      адаптация в начальном звене школы;

3.      переход в среднее звено;

4.      адаптация в среднем звене;

5.      подростковый кризис;

6.      адаптация в старшем звене.

Модель организации социокультурного пространства школы

Характеристика социокультурной среды школы.

Цели:

 1.Способствовать организации социокультурной среды для становления социальной активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь.

2.Ограничить вредное воздействие неблагоприятной среды на учащихся.

Задачи:

1.Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2.Организация занятости детей во внеурочное время.

3.Совершенствование работы по сотрудничеству с социокультурными организациями и учреждениями района.

4.Социальная защита прав несовершеннолетних и их семей.

5.Создание благоприятных условий для полноценной жизни учащихся и семей «группы риска».

6.Развитие известных и поиск новых форм досуговой деятельности.

Проблемы:

1.      снижение общего культурного и социального уровня населения;

2.      высокий процент малоимущего и неблагополучного (пьянство, алкоголизм) населения на микроучастке;

3.      миграция малообеспеченных семей (неблагополучных);

4.      большая профессиональная невостребованность специалистов и высокий уровень безработицы;

5.      отсутствие нормальных бытовых условий у большинства семей учащихся школы (проживание в неблагоустроенных и частично благоустроенных домах);

6.      низкий уровень общей культуры в микросоциуме школы (семьи).

Направления работы:

1.Организация досуга учащихся школы и профориентация.

2.Организация работы с категориями «группы риска».

Ожидаемые результаты:

·         отсутствие безнадзорных детей по микроучастку;

·         снижение уровня правонарушений среди учащихся школы;

·         повышение культурного уровня детей и молодежи»

·         обеспечение занятости подростков во внеурочное время, удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам и самовыражении;

·         снижение социальной напряженности в семьях учащихся.

 

МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА  

 

Здоровье

1.      Здоровье физическое и психологическое.

2.      Ведение здорового образа жизни.

3.      Осознанное отношение к здоровью и физической культуре.

Культура личности, жизненные и нравственные позиции

1.      Гуманистическое мировоззрение.

2.        Культура   самоопределения   личности,    стремление    к совершенствованию.

3.      Коммуникативность, культура общения.

4.      Бережное    отношение    к    общественным    ценностям,
    
гражданственность.

5.      Честность,   принципиальность,   умение   отстаивать   свои
    
взгляды и убеждения.

6.      Оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей.

7.      Адекватная самооценка.

Познавательная деятельность

1.      Рациональная организация труда, самообразования.

2.      Интеллектуальная готовность и способность к продолжению
образования.

3.      Осознанные   познавательные   интересы   и   стремление
реализовать их.

4.      Способность использовать знания на практике.

Знания и умения

1.      Целостное видение проблем, свободное ориентирование в
знаниях на межпредметном уровне.

2.      Знания  способов  рациональной  работы,  способность  к
самообразованию.

3.      Умение применять знания в нестандартных
ситуациях для решения возникающих проблем.

4.      Осведомлённость в области социально-трудовой сферы, сферы семейных отношений, в вопросах экономики и права.

5.      Владение общетрудовыми политехническими умениями (конструктивно-техническими, организационно-технологическими, операционно-контрольными).

 

ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ  НА ПЕРИОД 2009-2014 ГГ.

Целевая программа «Управление маркетингом»

 Актуальность

Успешная предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения, прежде всего, в сфере дополнительного образования и организации платных образовательных услуг, возможна лишь при четкой ориентации на запросы потенциальных потребителей. Для эффективной реализации маркетингового подхода к управлению образовательным учреждением необходима разработка маркетинговой политики образовательного учреждения, которая позволяла бы определять как виды дополнительных образовательных услуг, так и ценовую политику образовательного учреждения. Кроме того, одним из результатов станет четкое понимание ожиданий потребителей к содержанию, процессу и результату деятельности образовательного учреждения по организации дополнительных образовательных услуг. Необходимо подчеркнуть, что маркетинговая деятельность позволит определить образ потенциального заказчика и ориентироваться не только на ученический и родительский коллективы конкретного образовательного учреждения, но и на образовательные запросы всего местного сообщества. Представляется, что грамотная маркетинговая политика позволит развивать образовательную среду района и консолидировать образовательный потенциал различных образовательных учреждений. 

 Анализ реального состояния проблемы

Проведенный анализ реального состояния образовательного учреждения позволяет констатировать, что оно обладает конкурентными преимуществами для выбора стратегии интеграции. Задача данной стратегии состоит в фокусировании на определенных сегментах рынка. Школой были выбраны дошкольное, начальное и профильное образование. Внедрения данной стратегии возможно благодаря инновационному потенциалу школы: 

·         высокий уровень педагогического мастерства коллектива школы, 

·         ориентация на использование разнообразных современных педагогических технологий, 

·         ярко выраженная валеологическая направленность деятельности образовательного учреждения. Проведенный анализ позволяет утверждать, что уникальность образовательного учреждения определяется развитой сформированной организационной культурой, что обеспечивает формирование фирменного стиля школы на рынке образовательных услуг, обеспечивает комфортные условия всем участникам образовательного процесса. 

 Цель программы:

повышение эффективности предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, прежде всего, в сфере возмездного предоставления образовательных услуг.

 Мероприятия

 мероприятия

Срок                        

Ответственный

 

Исследование внутренней и внешней среды образовательного учреждения

 

Администрация

Разработка маркетинговой стратегии

 

Администрация

Проведение школьного проектировочного семинара

 

Администрация

Организация и проведение мониторинга образовательных запросов местного сообщества

 

Администрация

Формирование маркетинговой службы образовательного учреждения

 

Администрация

Районный семинар «Маркетинговая деятельность в школе»        

 

Администрация

Ежегодное проведение исследования удовлетворенности потребителей доступностью и качеством предоставляемых образовательных услуг - ежегодные проектировочные семинары по определению перспективных направлений развития маркетинговой деятельности школы

 

Администрация

 Социальный эффект от реализации программы

1.      Привлечение внебюджетных средств, оптимизация предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. 

2.      Удовлетворение образовательных запросов местного сообщества. 

3.      Позиционирование в образовательной среде района и города.

  

Целевая программа «Государственно-общественное управление»

 Актуальность

В условиях реализации государственной политики по модернизации образования, перехода к профильному обучению именно государственно-общественное управление играет важную роль в повышении доступности качественного образования, так как эта форма управление изначально направлена на выявление и реализацию потребностей различных социальных групп в сфере образования.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день в сфере образования все большее значение приобретают органы самоуправления и общественного контроля, прежде всего, попечительские советы образовательного учреждения. Вместе с этим, в современных условиях в сфере образования значительно возрастает роль благотворительной деятельности и благотворительных фондов (неправительственных негосударственных некоммерческих организаций). Основная цель деятельности таких организаций состоит в поддержке конкретного образовательного учреждения. 

 Анализ реального состояния проблемы

В школе созданы предпосылки для развития государственно-общественного управления и ученического самоуправления, а именно:

·         демократический стиль управления;

·         преемственность традиций, установление тесных связей внутри школьного коллектива, общие, разделяемые большинством цели, способы деятельности, стиль взаимоотношений;

·         изначальная положительная мотивация родителей к участию в деятельности школы;

·         высокая социальная активность учащихся. 

 Цель программы

Создание системы государственно-общественного управления, включающей: 

·         попечительский совет;

·         управляющий совет;

·         ученическое самоуправление;

·         фонд развития образовательного учреждения;

·         программу стимулирования различных форм самоорганизации как физических, так и юридических лиц в поддержку образовательного учреждения, 

·         расширение спонсорской и благотворительной поддержки образовательного учреждения.

Мероприятия

Мероприятия

Срок

Ответственный

Определение социального потенциала государственно-общественного управления в деятельности школы           

 

Администрация

Разработка модели государственно-общественного управления

 

Администрация

Проведение школьного проектировочного семинара

 

Администрация

Совершенствование работы попечительского совета образовательного учреждения, развитие системы ученического самоуправления

 

Администрация

Учреждение Фонда развития школы государственно-общественного управления в образовании»

 

Администрация

Проведение общественной экспертизы

 

Администрация

Районный семинар «Правовые основы эффективности систем государственно-общественного управления

 

Администрация, родительский коллектив, местное сообщество

Прогнозирование перспективных направлений развития государственно-общественного управления

 

Администрация, педагогический коллектив, ученический коллектив, родительский коллектив, местное сообщество

 Социальный эффект от реализации программы

Развитая система государственно-общественного управления определяет:

·         повышение доступности качественного образования, предоставляемого школой;

·         снятие социальной напряженности в организации;

·         активное участие школы в системе социального партнерства района; 

·         эффективное обеспечение реализации образовательных запросов местного сообщества.

 

Целевая программа «Педагогические технологии»

Актуальность

Социально-экономическое и политическое развитие современной России определяет динамику содержания образования и выбор педагогических технологий, адекватных новым условиям. Образование как социальный институт направленно на формирование и воспроизводство личности, обладающей определенными качествами: духовность, способность к самоопределению и самовыражению, социальная активность.

В современных условиях особенно остра потребность общества и государства в модернизации системы общего образования, что предполагает внедрение педагогических технологий, направленных на формирование у современных российских школьников понимания ценности образования как средства развития культуры личности, умений самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность, навыков поиска и анализа информации. 

 Анализ реального состояния проблемы

В школе существует эффективная система повышения квалификации педагогических кадров. Приоритетным направлением обучения педагогов является внедрение педагогических инновационных технологий, способствующих развитию критического мышления, ориентированных на развитие аналитической и исследовательской деятельности учащихся.

 Цель программы

Разработать и внедрить систему работы педагогического коллектива и администрации школы по формированию технологического компонента образовательного процесса, обеспечивающего повышение доступности качественного образования, предоставляемого образовательным учреждением. 

 Мероприятия

Мероприятия

Срок

Ответственный

Экспертная оценка совокупности используемых педагогических технологий.

 

Администрация

Разработка модели технологического компонента образовательного процесса. Определение приоритетных направлений работы педагогического коллектива и администрации школы, по формированию технологического компонента, отвечающего целям повышения доступности качественного образования.

 

Администрация

Проведение школьного проектировочного семинара

 

Администрация

Внедрение модели технологического компонента образовательного процесса Организация мониторинга эффективности технологического компонента.

 

Администрация

Проведение общественной экспертизы эффективности систем работы образовательного учреждения по формированию технологического компонента, обеспечивающего повышение доступности качественного образования.

 

Администрация

  Социальный эффект от реализации программы

1.      Повышение доступности качественного образования;

2.      Высокий результат образовательного процесса, проявляющегося как в развитых ключевых компетентностях учащихся, так и в высоких результатах их педагогического тестирования

3.      Снижение нагрузки, времени, затрачиваемого учащимися на выполнение домашних заданий, положительная динамика здоровья учащихся.

 

Целевая программа «Работа с кадрами»

Цель: модернизация методической службы.

Задачи:

·         Создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.

·         Системное освоение педагогами новых подходов в образовании, проектных и программных видов деятельности.

·         Сопровождение педагогической деятельности информационной, научной, консультативной помощью.

·         Поддержка иновационных поисков педагога.

·         Организация и поддержка разных пространств образовательной деятельности педагогов.

·         Привлечение молодых кадров и работа с ними.

 

Целевая программа «Организационная культура школы, предоставляющая качественное доступное образование»

Актуальность

Проблема соответствия сложившейся организационной культуры образовательного учреждения реальному запросу образовательной системы является одной из ключевых проблем управления современным образовательным учреждением. Адекватная современным требованиям организационная культура предопределяет эффективность деятельности школы, влияя на все сферы ее жизни: стиль управления коллективом, общий настрой коллектива, организационный климат, психологическая комфортность всех участников образовательного процесса. При этом особую важность для образовательного учреждения имеет то, что именно организационная культура определяет имидж школы на рынке образовательных услуг, обеспечивая демонстрацию уникальности школы, обеспечивая ее конкурентные преимущества.

 Анализ реального состояния проблемы

Реальная (на период 2009 года) организационная культура МБОУ СОШ № 91 характеризуется следующими ключевыми показателями: 

·         в основе деятельности школы лежит принцип согласования позиций при принятии решений любого уровня, однако в ряде случаев это затрудняет процесс принятия оперативных решений;

·         отличительной чертой организационной культуры школы является высокий уровень инициативности и ответственности школьного коллектива; 

·         приоритетная ориентация на внутренние факторы развития образовательного учреждения, что может приводить к недооценке влияния внешней среды, недостаточному использованию предоставляемых ею возможностей;

·         развитая сформированная организационная культура создает трудности при внедрении нововведений, задавая приоритетное использование апробированных способов деятельности.

 Цель программы:

проектирование и формирование организационной культуры, адекватной целям и задачам образовательного учреждения.

 Мероприятия

Мероприятия

 

Срок

Ответственный

Разработка программы исследования организационной культуры школы

 

Директор, зам. по ВР

Проведение экспертного оценивания организационной культуры школы

 

Директор

Проведение коллективного исследования организационной культуры школы

 

Директор, зам.по ВР

Обработка результатов, ознакомление коллектива с результатами исследования

 

Зам. по ВР

Организация деятельности по проектированию организационной культуры, соответствующей целям и задачам ОУ

 

Зам. по ВР

Деятельность по осуществлению изменений организационной культуры с подведением промежуточных результатов по полугодиям

 

Директор, зам по ВР

Социальный эффект от реализации программы

Реализация данной целевой программы позволит сформировать единое коллективное мнение по поводу новых целей деятельности школы, обеспечит согласование позиций всех субъектов образовательного процесса, будет нивелировать возможные негативные последствия, вызванные проводимыми изменениями различных сфер деятельности образовательного учреждения.

 

Целевая программа: Проект «Политехнический образовательный комплекс «Политехническая школа»

 Актуальность

Основными потребителями образовательных услуг, предоставляемых школой, являются семьи, проживающие на территории рабочего района. Нахождение школы в промышленной зоне  определяет интерес семей к рабочим профессиям. Сотрудничество МБОУ СОШ № 91 с ГБОУ СПО НСО «НТТ» и промышленными предприятиями обеспечивает реализацию содержания политехнического образования в рамках сетевого взаимодействия на интегральной основе.

Участие школы в проекте «Политехническая школа Новосибирской области» обусловлено возрастанием роли образовательной сферы в социально-экономическом развитии города. Внедрение в образовательную систему школы данного проекта обусловлено эффективным использованием имеющихся ресурсов: материально-технической базы ГБОУ СПО НСО «НТТ»; высококвалифицированных педагогических кадров; программного сопровождения.

Анализ реального состояния проблемы

Посредством мониторинга качества реализации проекта «Политехническая школа МБОУ СОШ №91 совместно с ГБОУ СПО НСО «НТТ» проверена эффективность выявленных организационно-педагогических условий создания информационно-образовательного пространства сетевого взаимодействия МБОУ СОШ №91 и ГБОУ СПО НСО «НТТ»:

-          В своей деятельности Политехнический образовательный комплекс руководствуется законодательными, нормативными и рекомендательными документами разного управленческого уровня.

-          Сотрудничество ОУ-участников проекта и предприятий обеспечивает формирование у школьников технологической, трудовой, предпринимательской, информационной, эстетической, этической культуры посредством оптимизации материально-технической базы и кадрового потенциала учреждений комплекса.

-          Научно-методическое сопровождение проекта обеспечивает реализацию содержания политехнического образования в рамках сетевого взаимодействия на интегральной основе.

-          Программно-методическое обеспечение начального профессионального образования школьников по профессиям «Слесарь по сборке металлоконструкций» и «Оператор связи».

 

Цель программы

 

Реализация системы трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников, обеспечивающей высокий уровень развития потребности старшеклассников в личностно значимой трудовой деятельности посредством организационно-педагогических условий политехнической образовательной подготовки учащихся МБОУ СОШ №91 на основе сетевого взаимодействия с ГБОУ СПО НСО «НТТ»  и промышленными предприятиями через профильные инженерно-технологические классы

Задачи:

·         Содействие выявлению и развитию творческих способностей школьников и их профессиональному самоопределению через формирование личного профессионального плана старшеклассника.

·         Удовлетворение потребности школьника в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством приобретения квалификации в избранной области профессиональной деятельности.

·         Совершенствование материально-технической базы.

·         Повышение квалификации преподавательского состава.

·         Проведение мониторинга качества реализации проекта (эффективности организационно-педагогических условий создания информационно-образовательного пространства сетевого взаимодействия МБОУ СОШ №91 и ГБОУ СПО НСО «НТТ»)

 Мероприятия

 

Мероприятия

Срок

Ответственный

1.     Нормативно-правовая база проекта

 

Директор, методист

2. Научно-методическое сопровождение реализации содержания политехнического образования на интегральной основе в рамках сетевого взаимодействия

 

Зам.директора по НМР

3. Программно-методическое обеспечение проекта

 

Зам.директора по НМР, методист

4. Условия организации информационно-образовательного пространства сетевого взаимодействия ОУ в рамках проекта

 

Директор,зам.директора по НМР, методист

Социальный эффект от реализации программы

  1. Создание безопасного образовательного информационного пространства.

2.      Повышение доступности качественного начального профессионального образования.

  1. Положительная динамика результатов политехнического образования в рамках сетевого взаимодействия на интегральной основе.

4.      Увеличение социальной активности учащихся. 

Целевая программа: «Исследовательская деятельность учащихся»

 Актуальность

В 21 веке одной из приоритетных задач, решаемых педагогической теорией и практикой, является организация исследовательской деятельности учащихся. Положительный опыт исследовательской и творческой деятельности позволяет школьникам ориентироваться в непрерывно возрастающем потоке информации, что в значительной мере оказывает влияние на ценностные ориентации ребенка, его отношение к миру.

 Анализ реального состояния проблем

Старшеклассники обладают достаточным уровнем социальной, информационной, коммуникативной компетентностей, имеют навыки самостоятельной работы, профессиональной подготовки.

Коллективу школы необходимо повышать уровень педагогического мастерства, позволяющего быстро осуществлять перенос достижений теории в практику, выявлять и адекватно реагировать на изменение внутренней среды школы.

 Цель программы

Разработать и внедрить систему работы педагогического коллектива по развитию исследовательской деятельности учащихся. 

 Мероприятия

Мероприятия

Срок

Ответственный

Определение приоритетных направлений исследовательской деятельности учащихся.

 

Администрация

Проведение школьного проектировочного семинара. Организация мониторинга эффективности системы исследовательской деятельности учащихся.

 

Администрация

Разработка модели педагогической системы исследовательской деятельности учащихся.

 

Администрация

Внедрение модели исследовательской деятельности учащихся

 

Администрация

Школьный семинар «Система исследовательской деятельности как фактор обеспечивающей доступность качественного образования.

 

Администрация

Проведение общественной экспертизы эффективности систем исследовательской деятельности учащихся.

 

Администрация, педагогический коллектив, ученический коллектив, родительский коллектив, местное сообщество

Социальный эффект от реализации программы

5.      Повышение доступности качественного образования.

6.      Положительная динамика результатов обучения

7.      Снижение нагрузки, положительная динамика здоровья учащихся.

8.      Увеличение социальной активности учащихся. 

 

Целевая программа « Укрепление и сохранение здоровья детей»

 Цель:

·         Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.

·         Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.

·         Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.

 Задачи:

·         Улучшение медицинского обслуживания детей и работников школы.

·         Пропаганда здорового образа жизни.

·         Формирование стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья.

·         Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

 Проблемы:

·         ухудшение социального положения семей;

·         высокий уровень безработицы;

·         необеспеченность детей полноценным питанием;

·         достаточно высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей;

·         невысокий уровень общей культуры в микросоциуме школы.

 Здоровьесбрегающая деятельность

Основные направления

Мероприятия, рассчитанные на перспективу

Условия

1.Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей.

-         ежегодные углубленные медосмотры, выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья, составление «карточек здоровья» учащихся, начиная с 1-го класса;

-         анализ состояния здоровья, выявление тенденций;

-         взаимодействие с медицинскими учреждениями, учреждениями культуры;

-         использование бюджетных средств, средств родителей и собственных

2.Коррекция здоровья при осуществлении образовательного процесса и в летний период.

-         приобретение физиотерапевтических приборов, медикаментов для кабинета медсестры, выполнения предписанных процедур;

-         увеличение охвата горячим питанием, введение в рацион питания витаминных и йодсодержащих препаратов

-         взаимодействие с медицинскими учреждениями, учреждениями культуры;

-          использование бюджетных средств, средств родителей и собственных.

3.Поддержка санитарно-гигиенического режима, профилактика травматизма.

Постоянный контроль за выполнением санитарных норм и предписаний органов надзора, своевременный ремонт здания и оборудования, регулярная корректировка инструкций по ТБ, инструктирования.

 

4.Усиление двигательного режима.

Проведение физкультминуток в начальных и средних классах, увеличение уроков физкультуры, приобретение спортинвентаря.

 

5.Валеологическое и психологическое сопровождение учебного процесса.

-         снятие стрессогенных ситуаций;

-         проведение психологом тренингов для учителей и психологическое сопровождение учащихся «группы риска», методические рекомендации по работе с этими детьми;

-         создание кабинета психологической разгрузки

 

 Ожидаемые результаты:

·         создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;

·         выработка у учащихся форм поведения, помогающих избежать опасностей для жизни и здоровья;

·         снижение заболеваемости среди учащихся и педагогов.

 

Целевая программа « Развитие  воспитания в школе»

Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи.

Что такое воспитание? Педагогическая наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. Одним из распространенных определений этой категории является понятие о воспитании как о передаче социального опыта от одного поколения к другому, подрастающему, о формировании у молодежи определенных знаний и умений, о способности принять эти знания на практике.

В последние годы на смену этому понятию о воспитании пришло другое: воспитание – это целеустремленное управление процессом развития личности (Х.И. Лийметс).

         В настоящее время в области воспитания существует много проблем. Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечаются резкая дифференциация доходов. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.

         В то же время медики, социологи, психологи говорят о том, что резко увеличилось количество детей, «выброшенных из общества», детей, хоть и благополучных внешне, но предоставленных самим себе.

         Все это делает очевидной необходимость повышения статуса воспитательной работы в рамках одного из немногих социальных институтов, реально занимающихся развитием детей, - школы.

        Школа должна стремиться выпускать из своих стен человека, который соответствовал бы по параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не только как идеальная цепь воспитания, но и как содержание воспитания:

ЛИЧНОСТЬ

Понимающий жизненное целеполагание (жизненная целеустремленность).

Способный сделать правильный нравственный, социальный и политический выбор.

Умеющий и желающий образовываться на протяжении всей жизни.

Конкурентоспособный, умеющий реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе.

Устремленный к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей.

Стремящийся к саморазвитию, самовоспитанию ,самоизменению.

Знающий и владеющий приемами и способами оздоровления своего организма.

Знающий психологические основы общения.

Имеющий развитое творческое начало, чувство эстетической меры.

Воплощающий в своей практической жизни идею возобновления природы.

 

 Основные принципы и функции воспитательного процесса. 

Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

·         Первый принцип – гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно.

·         Второй принцип – гармония человека с культурой. Культурологический фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.

·         Третий принцип  раскрывается в различных взаимоотношениях человека с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера своей профессии.

·         Четвертый принцип – самосознание личности или отношение личности к самой себе.

Особое внимание следует уделять влиянию школы на социализацию личности школьника, его адаптированность к новым экономическим условиям: самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравственного климата, пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурных и национальных традиций.

Необходимо прилагать усилия к созданию условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, которые удовлетворяют потребности ребенка, что дает возможность оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность, субъективную позицию как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности, проявить в реальной жизни доброту, честность, милосердие и другие важные личностные качества.

Воспитательная система школы предполагает следующие функции:

·         развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;

·         интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;

·         защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;

·         корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности;

·         компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;

·         управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.

 Главная идея, которой педагогический коллектив руководствуется в организации жизнедеятельности школьников, - это идея творчества

Целевая направленность школыформирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.

Задачи:

·         Определение и использование наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального развития ребенка, профессионального роста педагога.

·         Создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса.

·         Формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности, как ученика, так и учителя.

·         Создание ученического самоуправления.

·         Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

Содержание воспитательной работы

В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:

·         познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;

·         художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;

·         спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;

·         трудовая деятельность в виде само обслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;

·         ценносто-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;

·         общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;

·         свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.

Решению поставленных задач призвана способствовать деятельностьпо реализации воспитательной программы «Надежда России»:

 Направления

Программы (подпрограммы), через которые реализуются данные направления

Ожидаемый результат

Художественно-эстетическое развитие

Программа  «Традиции храня и умножая»

Развитое чувство прекрасного. Умение найти свое место в творчестве. Массовое участие в культурном досуге.

Спортивно-оздоровительная работа

Программа «Счастливо жить – здоровым быть»

Развитие чувства необходимости занятий физической культурой и спортом, интереса к окружающей жизни людей и природы.

Семейное воспитание

Программа «Отчий дом»

Воспитание чувства  взаимоуважения в семье, упрочение связей «семья – школа»

Гражданское воспитание

Программа  «Дорога к человечности»

Формирование социально-ценностных установок поведения, жизненных ценностей

Экологическое воспитание

Программа  «Живая планета»

Воспитание осознанного понимания экологической культуры

Профессиональное самоопределение

Программа  «Путь в мир профессии»

Воспитание уважение к труду и людям труда, формирование представлений о ире профессий

Патриотическое направление

Программа «Наш дом - Россия»

Пробуждение глубокого интереса у подрастающего поколения к истории города, к его прошлому и настоящему.

Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

Приобщение ребят к краеведческой и поисково-исследовательской работе.

Формирование гражданской позиции

 

 

Программа создания школьного самоуправления

 Когда начавшаяся перестройка вторглась в детско-юношескую школьную жизнь, ученическое самоуправление исчезло вместе с пионерской и комсомольской организациями. В последние годы о нем вспомнили и заговорили.

Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности.

Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Цель – формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.

Задачи:

1.      Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

2.      Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно-целостные отношения.

3.      Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

Принципы построения и развития самоуправления

·         Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов, учащихся и родителей.

·         Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.

·         Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие.

·         Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности на основе специфических условий школы.

·         Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.

·         Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления.

·         Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.

·         Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.

·         Приоритетность непосредственной демократии над демократией представительной.

 Система школьного самоуправления имеет 3 уровня:

·         первый (базисный) уровень – классное, ученическое самоуправление;

·         второй – школьное ученическое самоуправление;

·         третий – школьное самоуправление.

 Структура первого уровня – ученическое управление на уровне классных коллективов (5-11-е классы). В каждом классе есть свой актив.

Структура второго уровня – школьное ученическое самоуправление. Это работа школьных комиссий: ЧиД, ИО, ЗОЖ, СМИ, Шефы.

Содержание деятельности органов самоуправления

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

·         познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе);

·         трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;

·         спортивно-оздоровительная деятельность – организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья;

·         художественно-эстетическая деятельность – концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;

·         шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;

·         информационная деятельность – письменная информация о жизни школы, о работе ДО.

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь как на классном, так и на общешкольном уровне.

  

Целевая программа «Одаренные дети»

Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

В дальнейшем будем опираться на следующее определение одаренных детей:

·         имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

·         имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

·         испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1.      Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.      Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).

3.      Учащиеся, не достигающие каких-либо успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

·         принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·         принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·         принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·         принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·         принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Цели и задачи работы с одаренными детьми

1.      Выявление одаренных детей.

Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

·         знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

·         обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, КПК;

·         накопление библиотечного фонда по данному вопросу;

·         знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

·         проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

2.      Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей.

 Для реализации второй цепи необходимо решить следующие задачи:

·         отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

·         предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.

    Стратегия работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

Этот этап (1-4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.

Творческие мастерские:

·         мастерская художественного слова;

·         ремесленная мастерская (прикладное искусство);

·         музыкальная мастерская;

·         «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность);

·         мастерская здорового образа жизни (девиз: «В здоровом теле – здоровый дух»).

 Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах 2 и 3 ступени.

 II этап – диагностический (5-8-е классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.

На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы (возможность организации таких групп предоставляется БУП): спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом – игра.

 III  этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства. Исходя из этого формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе:

·         индивидуализированные формы учебной деятельности  (НОУ «Школьная академия», работа по индивидуальным программам;

·         выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);

·         самоопределение старшеклассников в отношении профессиональной подготовки (9 классы – инженерно-технологический профиль);

·         четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

·         Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

·         Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

·         Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

·         учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющий воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;

·         учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности;

·         учитель считает окружающих способным самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать, оберегать;

·         учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Формы работы с одаренными учащимися:

·         творческие мастерские;

·         групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

·         факультативы;

·         кружки по интересам;

·         конкурсы;

·         интеллектуальный марафон;

·         спецкурсы;

·         консультирование обучающихся в заочных школах при вузах;

·         участие в олимпиадах;

·         развивающий час в рамках БУП;

·         работа по индивидуальным планам;

·         занятия в профильных классах.

При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности. Программа развития школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути.

Целевая программа «Свободное время подростков, физическая культура и здоровый образ жизни»

Актуальность

На сегодняшний день в Российской Федерации наблюдается отрицательная динамика состояния здоровья школьников. Перед образовательными учреждениями стоит задача консолидации усилий всех участников образовательного процесса и местного сообщества, направленных на поддержку физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни и. организацию досуговой деятельности.

Анализ реального состояния проблемы

Здоровье является одной из основных ценностей всех участников образовательного процесса. В школе осуществляется целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни школьников, созданию условий для занятий в разнообразных кружках и спортивных секциях.

Эта работа осуществляется по направлениям:

·         формирование ценностного отношения к здоровью;

·         осуществления мониторинга здоровья;

·         организация спортивных мероприятий как компонента воспитательной работы школы;

·         создание материально-технического обеспечения для формирования здорового образа жизни и для занятий во второй половине дня.

Цель

·         Разработать и внедрить систему работы, обеспечивающую формирование здорового образа жизни и направленную на поддержку занятий физической культурой и спортом.

·         Включить в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.

Мероприятия

 Мероприятия

Срок

Ответственный

Разработка модели здоровьесберегающей системы.

 

Администрация

Разработка программ дополнительного образования

 

Зам. директора по УВР, ВР

Участие в творческих конкурсах и спортивных соревнованиях.

 

Зам. директора по ВР

Проведение повышения квалификации учителей в сфере здоровьесберегающих технологий.

 

Администрация

Районный семинар «Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения».

 

Администрация

Создание информационного и материально-технического обеспечения здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Проведение воспитательных и спортивных мероприятий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни.

 

Администрация

Проведение общественной экспертизы эффективности здоровьесберегающей системы школы

 

Администрация, педагогический коллектив, ученический коллектив, родительский коллектив, местное сообщество

Социальный эффект от реализации программы:

·         повышение доступности качественного образования;

·         учет и реализация интересов основных субъектов образовательного процесса;

положительная динамика состояния здоровья учащихся.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"