1.     Концептуальная основа программы

В условиях обновления содержания образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя.

      Актуальность проблемы обновления образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими  педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и другим специалистам повысить мотивацию обучающихся, профессионально – практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных  запланированных результатов в своей профессиональной педагогической деятельности.

Обновление образования  сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.

Условием успешной социализации учащихся школы является постоянный профессиональный рост педагогов, который создает базу для поисков и экспериментов. В содержании методической работы школы акцент смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя. Методы поддержки педагога будут направлены на развитие его готовности к субъектно-субъектному раз­вивающему взаимодействию. В связи с этим задачей первостепенной важности станет развитие профессионального самосознания учителя и определение путей и средств его профессио­нального саморазвития.

 2. Цели, задачи, этапы реализации

Цель: совершенствование системы повышения квалификации, стимулирование и поддержка педагогических работников школы, повышение престижа образовательного учреждения через рост квалификации педагогических работников.

Задачи:

·        Обеспечение образовательного учреждения высококвалифицированными педагогическими кадрами,

·        Создание правовых, организационных условий для развития профессиональной культуры работников образования,

·        Подготовка педагогических работников к работе в условиях модернизации образования, обновления его структуры и содержания,

·        Совершенствование управленческой компетенции руководителей образовательного учреждения,

·        Создание системы   стимулирования  деятельности работников школы,

·        Развитие коллектива единомышленников.

 

Этапы реализации программы

 

1.      Организационный  этап (2010 – 2011 г.). Создание и введение в деятельность школы  программы повышения квалификации членов педагогического коллектива.

2.      Технологический (основной) этап (2011-  2013 гг.). Отработка методов, приемов, критериев, управленческих подходов в реализации программы повышения квалификации членов педагогического коллектива.

3.      Рефлексивный (обобщающий) этап (2013-2014 гг.). Анализ реализации целей, задач и результатов программы повышения квалификации членов педагогического коллектива. Определение перспектив дальнейшего развития школы,  соответствующих критериям оценки качества образования, методологии обновления содержания, целей и структуры образования.

3. Организационное и функциональное обеспечение программы.

Функции директора в аспекте реализации программы: общее руководство разработкой и реализацией программы, обеспечение реализацией программы, организация, координация, контроль.

Функции заместителя директора по УВР:

·        определение приоритетных направлений работы,

·         корректировка составляющих элементов программы,

·        анализ и обобщение результатов реализации программы,

·         регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы,

·        организация и проведение семинаров,

·        внедрение новых эффективных способов работы с педагогическим коллективом,

·        осуществление взаимосвязи со структурами, участвующими в реализации программы.

Функции методического совета:

·        подготовка методических рекомендаций для работы по программе,

·        определение критериев эффективности реализации программы,

·        разработка и обработка новых педагогических форм, способов и методов работы по реализации программы.

Функции методических объединений:

·        обобщение передового педагогического опыта учителей начальных классов,

·        диагностирование затруднений учителей и планирование работы по их преодолению,

·        организация системы работы с молодыми специалистами.

Функциональные обязанности учителей:

·        обобщение и систематизация материалов и результатов собственной педагогической деятельности через анализ и самоанализ,

·        повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы

Функции педагога-психолога:

·        анализ развития педагогического коллектива,

·        проведение семинаров, консультаций и других форм по психологическим аспектам реализации программы.

4. Содержание и средства реализации программы.

Поддержка, стимулирование и повышение статуса педагогических работников:

·        обеспечение нормативной, правовой системы стимулирующего характера педагогическим работникам,

·        аттестация педагогических кадров на квалификационные категории, представление и награждение лучших работников образования государственными, муниципальными и отраслевыми наградами и знаками отличия,

·        прохождение повышения квалификации педагогическим работником не менее чем один раз в пять лет.

Подготовка педагогических кадров, развитие профессиональной культуры и компетенции работников школы:

·        составление перспективного плана прогноза потребности в педагогических кадрах и формирование на его основе заказа на подготовку педагогических кадров,

·        организация постоянного мониторинга состояния кадрового обеспечения,

·        расширение образовательного пространства и создание за счет этого необходимых условий для включения педагогов школы в образовательное пространство района, города, области и т. д.

·        интенсификация подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием, специалистов с высшей, первой и второй категориями.

Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров:

·        организация научно-методического сопровождения развития кадрового потенциала,

·        теоретическая подготовка педагогических работников к инновационным преобразованиям в области образования,

·        развитие системы информационно-методической поддержки повышения квалификации, переподготовки педагогических кадров,

·         совершенствование форм методического сопровождения, адаптации и становления молодых специалистов:  обязательные курсы повышения квалификации, консультации методистов и опытных педагогов, участие в школе молодого учителя,

·        развитие конкурсного движения педагогов.

Обновление структуры и содержания методической службы с учетом основных направлений модернизации системы образования:

·        интеграция достижений педагогической науки и образовательной практики в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса и повышения профессиональной компетентности педагогов,

·        практико-ориентированная подготовка педагогических работников к инновационным преобразованиям,

·        содействие росту педагогического потенциала и творчества, поддержка конкурсного движения педагогов,

·        совершенствование форм методической работы с педагогическим коллективом,

·        распространение передового педагогического опыта и инновационной практики,

·         освоение современных педагогических и воспитательных технологий (информационно-коммуникационных, исследовательских, проектных и т. д.),

·        овладение основами научного анализа собственного педагогического труда учителями, классными руководителями, администрацией.

Создание модели личности педагога.

Необходимым условием профессионального роста учителей должно стать овладение ими информаци­онными технологиями на функциональном уровне. Одна из задач повышения квалификации  учителей  школы  - освоение вопросов философии образования, механизмов реализации национального проекта и второго этапа модернизации образования, стандартов и критериев нового качества образования, сущности компетентностного подхода в образовании.

Становление учителя в личностном и профессиональном плане  связано с формированием профессиональной позиции, ключевых педагогических компетенций.

Основные пути профессионально-личностных достижений учителя в научно-методической работе:

1) формирование индивидуального банка освоенных и применяемых методических приемов и педагогических технологий;

2) освоение роли учителя-предметника, классного руководителя, воспитателя;

3) продуцирование индивидуальных форм образовательной поддержки во взаимодействие с учениками;

4) системная самообразовательная работа через личностную целостность, рефлексивное прогнозирование, креативность, творчество.

В профессиограмме педагогов школы следующие составляющие:

Функции (профессиональные действия)

педагога

Результаты

труда

педагога

Профессионально важные качества

педагога

Индивидуально-личностные

характеристики педагога

Образовательная

достижение высоких результатов в обучении учащихся, соответствующих новым стандартам и критериям качества образования

компетентный профессионал,

непосредственный организатор учебно-воспитательного процесса

компетентность, ответственность, коммуникабельность

целеустремленность

Воспитательная

успешная социализация личности учащихся

умелый, внимательный наставник и помощник в развитии позитивной активности личности

толерантность, психологическая близость к учащимся, способность к нестандартным действиям

Развивающая

формирование конкурентоспособной личности

субъект формирования культуры и жизненных стратегий личности учащихся

способность к рефлексивной деятельности, устойчивая направленность на самореализацию

 

В соответствии с концептуальной основой программы модель преподавателя школы - творческая профессионально компетентная личность, осознающая смысл и цели образовательной деятельности, умеющая составлять целостную образовательную программу, наделённая способностью видеть индивидуальные качества учеников, способная к личностному творческому росту.

Конкурентоспособный педагог в условиях реализации программы повышения квалификации членов педагогического коллектива, направленной на повышение качества образования,  должен обладать такими качествами, как педагогическая компетентность, педагогические способности, педагогическая направленность.

В совершенстве каждый учитель должен обладать профессиональными потребностями в образовании, направленными на развитие творческой личности:

·        профессиональные знания, овладение способами научного творчества, педагогического исследования, диагностической деятельности и эксперимента;

·        собственная концепция профессионального и личностного саморазвития;

·        способность к непрерывному образованию: вариативность в образовании;

·        профессиональная ориентация на реализацию актуальных и перспективных, ожидаемых    и прогнозируемых образовательных потребностей;

·        педагогическое мышление и рефлексия;

·        педагогическое целеполагание;

·        психолого-педагогическая культура.

            Деятельность учителя заключается в непрерывном процессе обновления содержания образования, направленные на повышение качества образования.

            Личные качества учителя должны постоянно совершенствоваться и обладать следующими качествами:

·        социальный оптимизм;

·        позитивная «Я – концепция»;

·        мотивация к педагогической деятельности;

·        ценностные ориентации, ценностное самоопределение педагога;

·        адекватная самооценка;

·        социальная толерантность;

·        эмоциональная устойчивость.  

 

 

6. План  мероприятий по реализации

Программы повышения  квалификации членов педагогического коллектива на период 2010-2014 годы

Этапы

Сроки

Ответственные

I

1.

Организационный этап

Создание и введение в деятельность школы программы повышения квалификации членов педагогического коллектива.

 

2010-2011гг.

 

Заместители директора по УВР

2.

Выявление уровня профессиональной компетентности и методической подготовки учителей через диагностику и проектирование индивидуальной методической работы (диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации, оценка профессиональных затруднений учителей).

Ежегодно

Заместитель директора по УВР

Руководители методических объединений

Психологическая служба

3.

Повышение квалификации и переподготовка кадров на базе   НИПКиПРО

Ежегодно

Заместители директора по УВР

4.

Развитие и совершенствование сложившейся модели методической службы школы, направленной на повышение педагогической компетентности учителя, его социальной мобильности.

2010-2011  гг.

Заместители директора по УВР Руководители методических объединений

5.

Создание банка  данных эффективности взаимодействия «учитель-ученик» как оценки социально- профессионального результата деятельности учителя.

Ежегодно

Заместители директора по УВР Руководители методических объединений

II

 

 

1.

Технологический этап.

Основные направления реализации программы

Отработка методов, приемов, критериев, управленческих подходов в реализации программы повышения квалификации членов педагогического коллектива

 

 

 

2011-2013 гг.

Заместители директора по УВР Руководители методических объединений

2.

Формирование творческих групп учителей, сориентированных на работу по следующим направлениям  (планирование их деятельности):

  • формирование профессиональной компетентности и социальной мобильности учителей-предметников;
  • метод проектов в развитии личности учителя и формировании ключевых образовательных компетентностей;
  • интеграция урочной и внеурочной деятельности в достижении нового качества образования;
  •  реализация программы преемственности как условие формирования ключевых образовательных компетентностей педагога.

 

 

 

 

Ежегодно

Творческая (проблемная) группа,

Заместители директора по УВР Руководители методических объединений

3.

Апробация новых форм и методов изучения и обобщения педагогического опыта учителя, его педагогического мастерства («Педагог  года», «Лучший учебный  кабинет»,  «Лучшие учителя России» в рамках ПНПО  «Образование»)

Ежегодно

Заместители директора по УВР Руководители методических объединений

4.

Проведение целевых, проблемных, методических семинаров «Педагогическое проектирование: методология, теория, практика», «Проектирование урока», «Рабочая программа как нормативный документ, отражающий уровень профессиональной деятельности учителя»

2010-2013гг.

Заместители директора по УВР Руководители методических объединений

5.

Проанализировать  эффективность взаимодействия «учитель-ученик» в учебно-исследовательской деятельности учащихся  как нового подхода к оценке качества образования и в выборе предпрофильной подготовки учащихся.

2010-2011гг.

Заместители директора по УВР Руководители методических объединений

III

1.

Рефлексивно – обобщающий этап.

Структура, методика и механизм управления непрерывным самообразованием и самореализацией учителя в рамках программы.

 

2013-2014гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заместители директора по УВР Руководители методических объединений

2.

Анализ реализации целей, задач и результатов программы повышения квалификации членов педагогического коллектива, проектирование деятельности педагогического коллектива школы на новом этапе развития современного образования.

3.

Обобщение и презентация опыта работы по обновлению целей, структуры содержания образования, использования новых технологий в достижении нового качества образования.

 

7. Материально-техническое обеспечение реализации программы

·        материальное стимулирование педагогических работников по результатам педагогического труда,

·        поддержка и материальное обеспечение конкурсного движения среди учителей,

·        поддержка и материальное обеспечение участия школы в различных конкурсах, фестивалях и т. д.,

·        приобретение информационной техники и обеспечение ею образовательного и воспитательного процесса,

·        оснащение материальной базы предметных кабинетов,

·        приобретение современной педагогической литературы в методический школьный кабинет,

·        пополнение медиатеки.

8. Сохранение и укрепление здоровья педагогических работников

·        создание оптимальных санитарно-гигиенических и психологических условий для укрепления здоровья работников школы (наличие комнаты отдыха, рациональной педагогической нагрузки и расписания, спортивных залов и т. д.)

·        проведение ежегодного бесплатного медицинского осмотра

·        организация и проведение психологических консультаций, тренингов и других мероприятий, направленных на релаксацию и сохранение профессионального долголетия,

·        иммунизация педагогического коллектива (прививки, витаминизирование и т. д.)