ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "НАДЕЖДА РОССИИ"
Актуальность программы
Школа сегодня поставлена в условия самовыживания. До сих пор повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе образовательных учреждений. Но школа не снимает с себя ответственности за воспитание нового поколения российских граждан. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, мужество, терпение, а главное - желание и веру организовать образовательный процесс так, чтобы создать в школе благоприятные условия для формирования и развития Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, Возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы.
Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактулизации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы. Данная программа является результатом творческого поиска педагогов и документом, определяющим основные направления воспитательной деятельности школы.
Цель программы:
Создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.
Задачи:
развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием
является развитие личности ребенка;
¦ формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к
общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;
¦ формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины,
потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;
¦ координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и
дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума:
¦ развитие и упрочение детской организации как основы ученического
самоуправления, социализации, социальной адаптации, творческого развития
каждого обучающегося.
В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы, это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, тренинги, эстетические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, выставки и т. д.
Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:
- в программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой
жизнедеятельности и развития личности;
- программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;
- содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям
возрастного и индивидуального развития ребенка;
- содержание программы ориентировано на региональные особенности и социальную обстановку;
- семья - равноправный участник воспитательного процесса в школе;
- воспитание ребенка в социуме. Взаимодействие ведомств, государственных и общественных учреждений и организаций;
- программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную,
игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-
организаторскую, допрофессиональную;
- программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей:
Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.
Принцип построения программы - поэтапное решение личностью задач на каждом возрастном уровне:
• Раскрытие личности (1-4 классы).
• Развитие личности (5-8 классы).
• Самореализация, саморегуляция (9-11 классы).
• Задача школы - поддержать и развить в человеке Человека, заложить в нем
механизм
• Самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания.
Предлагаемая программа состоит из разделов:
- «Дорога к человечности»;
- «Наш дом - Россия»;
- «Отчий дом»;
- «Живая планета»;
- «Счастливо жить - здоровым быть!»;
- «Традиции храня и умножая»;
- «Путь в профессию».
Практическая реализация программы «Надежда России» на всех её этапах предполагает формирование достаточно высокой духовной атмосферы школы, творческой и нравственной личности педагога и ребенка.
Программа подчинена гуманным целям восхождения личности человека к извечным духовным ценностям: Добру, Истине и Красоте. Она носит ступенчатый характер, ибо, расширяя сферы и способы взаимодействия с окружающей средой, способствует формированию образованной и самостоятельной личности. Данная программа носит развивающий характер. Это позволяет её дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать
Воспитательная программа по возрастным группам | ||||||
|
класс |
задачи |
Задачи доминанта |
знания |
умения |
действия |
программа воспитательной работы учащихся 1-4 классов |
1-2 |
привитие санитарно-гигиенических навыков;
воспитание сознательного отношения к укреплению здоровья;
формирование у детей представления о здоровье, физиологии и гигиене;
воспитание потребности в занятиях спортом;
формирование умения вести здоровый образ жизни. |
Формиро- вание социокуль- турных ценностей |
знать о состоянии своего здоровья;
знать основы экологической, гигиенической культуры;
знать особенности своего физического, физиологического развития;
знать всё о здоровом образе жизни |
уметь заботиться о своём здоровье;
уметь правильно рассчитывать свои силы и возможности;
уметь ухаживать за своим телом, культурно питаться;
уметь охранять природу |
беречь свои силы и возможности;
правильно вести себя на природе; заниматься в кружках, секциях;
участвовать в соревнованиях;
проводить беседы о здоровье и здоровом образе жизни, о природе края. |
|
3-4 класс |
адаптация ребенка к условиям школьной жизни;
ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;
приобщение учащихся к общечеловеческому этикету и овладению им;
создание психологического климата, способствующего развитию творческих способностей и деятельности воспитанников;
воспитание таких нравственных качеств, как доброта, забота, милосердие, уважение;
формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности; |
|
знать основы культуры поведения человека;
знать правила общения;
знать способы общения с природой;
знать историю школы и её традиции;
знать ценности общественной жизни. |
уметь вести себя в обществе;
уметь оценивать свои поступки;
уметь дружить; уметь выбрать свой вид деятельности, как способ выражения своего «Я». |
оказывать помощь младшим;
помогать в учёбе одноклассникам;
участвовать в диспутах;
организовывать встречи с интересными людьми. |
программа воспитатель- ной работы для учащихся 5-6 классов |
5-6 |
развитие потребности к изучению истории своего города, его быта и традиций;
воспитание чувства ответственности за свои поступки, долга перед родными, друзьями;
развитие культуры человека, творческой деятельности, приобщение к общечеловеческим ценностям;
формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;
воспитание любви к природе, бережного отношения к флоре и фауне родного города |
Формирова-ние способнос- ти к саморегуля-ции |
знать историю своего города;
знать основы экологической культуры;
знать о состоянии своего здоровья и здоровья членов семьи;
знать правила здорового образа жизни;
знать элементарные правила культуры поведения и общения;
знать о профессиях своих родителей и родственников; знать ценности общественной жизни |
уметь заботится о своём здоровье и здоровье родных людей;
уметь вести себя в обществе;
уметь выбрать свой вид деятельности, как способ выражения своего «Я»;
уметь строить свои отношения с людьми, согласно принципам уважения, доброжелательности, честности, взаимовыручки;
уметь охранять природу;
уметь уважать историю своего города, его традиции, нравы и обычаи. |
правильно вести себя на природе;
заниматься любимым делом в кружке;
оказывать помощь во время болезни себе и другим людям;
сохранять и развивать традиции семьи;
выполнять домашнюю работу;
принимать участие в школьных делах; проводить экскурсии по городу;
ухаживать за животными. |
программа питательной работы для учащихся 7-8 классов |
7-8 |
развитие потребности к изучению своей Родины, своего народа, края, города;
формирование у учащихся чувства долга перед родными, семьёй, друзьями, Родиной;
воспитание способностей человека строить свою жизнь в обществе, изменяя свой внутренний мир через приобретение опыта трудовой, художественной, общеобразовательной деятельности;
воспитание деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнёрства;
развитие активности во всех сферах жизни: всесторонне ознакомить подростков с основными приёмами и методами самопознания, научить видеть их взаимосвязь и взаимообусловленность |
Расширение представле-ния о социальном устройстве жизни |
знать историю своего города, края;
знать обычаи и традиции родного края;
знать народный календарь, приметы;
знать интересы и увлечения родных;
знать социальные роли в семье;
знать культуру семейных отношений
знать проблемы и заботы семьи;
знать биографии своих родителей, предков, родословную;
знать виды деятельности человека;
знать культуру быта;
знать профессионально- должностные и общественные функции человека в обществе;
знать основы экономических знаний и культуры;
знать правила общения;
знать об особенностях своего организма; |
уметь заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей;
уметь рассказать о своей семье, родственниках, родословной;
уметь рассказать о профессиях своих родителей, родственников;
уметь планировать семейный бюджет;
уметь поддерживать добрые отношения в семье, родственные связи, уважительные отношения с соседями;
уметь уважать историю своего города, края, их традиции, нравы, обычаи;
уметь выбрать свой вид деятельности;
уметь определять свои профессиональные склонности; готовиться к выбору профессии; уметь организовывать свой труд; уметь быть бережным и щедрым; уметь защищать Отечество; уметь планировать свою деятельность с целью наблюдения за своим поведением, характером, волей, сравнивать себя с другими людьми, сопоставлять оценки, которые дают ему сверстники, учителя, с собственными представлениями о себе; анализировать с помощью педагога свою деятельность (учёбу, спорт, общение, труд), внутреннее состояние.
|
самостоятельно работать над углублением знаний по интересующим темам истории родного края;
вести беседы в коллективе ровесников,
правильно вести себя в обществе
сохранять и развивать традиции семьи
принимать активное участие в КТД, предметных неделях, олимпиадах и др.
оказывать помощь себе и другим людям; выращивать овощи, цветы;
принимать участие в школьных делах; |
программа воспита- тельной рвботы для учащихся 9-11 классов |
9-11 |
расширение представлений о разных способах социального устройства жизни;
формирование отношения человека к обществу;
развитие творчества и самотворчества;
формирование навыков безопасного поведения;
формирование навыков коллективной творческой деятельности;
формирование представления о самосознании и его месте в самовоспитании. |
становление и самоактули-зация личности |
знать историю своей страны;
знать обычаи и традиции русского народа;
знать профессионально- должностные, общественные функции человека в обществе;
знать культуру быта;
знать виды деятельности человека;
знать культуру физического и умственного труда;
знать роль и место человека в жизни;
знать значение понятия «красота: внешняя и внутренняя»;
знать культуру внешнего вида;
знать нормы культурной жизни;
знать соотношение материального и духовного;
знать роль прессы, радио, телевидения; знать идеал мужчины и женщины; знать культуру семейных отношений. |
уметь выбрать свой вид деятельности;
уметь определять свои профессиональные склонности, интересы; готовиться к выбору профессии;
уметь осмысливать и анализировать происходящие события;
уметь применять этическую защиту в повседневной жизни;
уметь культурно воспринимать, воспроизводить, передавать информацию;
уметь принимать окружающий мир; уметь воспитывать в себе разумные потребности
уметь выбирать свою позицию по отношению к окружающей действительности, достойно использовать характеристики человеческой жизни (счастье, свобода, совесть, долг); уметь уважать и гордиться историей своей страны, её традициями, нравами и обычаями; уметь защищать Отечество; Уметь быть полезным своей Родине.
|
|
Раздел №1 "Дорога к человечности "
Цель: воспитание осознанного отношения к своей жизни в обществе, к своему месту в системе гражданских отношений; формирование качества не только гражданина РФ, но и Человека.
Задачи:
- Показать значение основных жизненных ценностей через призму гражданских
прав и обязанностей;
- Формировать социально ценностные установки поведения;
- Формировать и развивать такие качества характера, как благородство, выдержка,
трудолюбие, умение ладить с людьми и др.
Ключевые дела:
Волонтерское движение
Неделя добра
Неделя вежливости
Цикл мероприятий «Поклон земной вам, наши дорогие» (день Учителя, день Матери, День
пожилого человека и т. д.)
Встреча с интересными людьми
Акция милосердия (оказание посильной помощи социально нуждающимся группам
населения)
Акция «От чистого сердца»
Раздел № 2. «Наш дом - Россия»
Цель: формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, села, района, России на основе изучения традиций и культурного наследия.
Задачи:
• Ориентировать обучающихся на получении знаний об истории своей семьи,
школы т. д. для формирования патриотических чувств и гражданского
сознания;
• Продолжить формирование бережного, уважительного отношения к
старшему поколению, природе, историческим ценностям.
Ключевые дела:
• Игра «Зарница»;
• Конкурс песни и строя;
• Историко-литературный вечер «Посвящается героям необъявленной войны»;
• Уроки мужества;
• Традиционный календарь (день прав человека, день конституции, день независимости
России и т. д.);
• Линейка Памяти (к 9 мая);
• Праздник «Мы - граждане России»;
• Фестиваль детского творчества «Россия есть, была и будет»;
• Программы, посвященные памяти выпускникам школы, погибшим при исполнении
служебного долга;
• Участие в муниципальных и областных конкурсах краеведческой направленности.
Раздел №3 "Отчий дом "
Цели: развитие и упрочение связей семьи и школы как основы социальной адаптации.
Задачи:
• Формировать взаимоотношение между членами семьи, основанные на
доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении,
взаимопомощи и т.д.;
• Формировать осознанное отношение подростка к таким понятиям, как
мужская честь, девичья гордость, скромность, чувство собственного
достоинства, выдержка;
• Воспитывать чувства семейного долга взаимоуважения, нежности,
доброты, чуткости, заботливости, самопожертвования т. д.
Ключевые дела:
Семейный конкурс «Заповеди семьянина»;
Самая читающая семья (конкурс);
Конкурс рассказов о семье «Расскажи нам о себе, расскажи нам о семье» (5-9 класс);
Конкурс рисунков «Моя семья» (1-7 класс);
Час общения «Вместе с сыном, вместе с дочкой»;
Вечера встречи поколений «Чтобы помнили»;
Вечер от всей души к 8 марта «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя мать»;
Детская мастерская «Дорогие мои»;
Конкурс на лучшую семейную фотографию «Это я, это я, это - вся моя семья!»;
Семейные спортивно-оздоровительные мероприятия «Всем народом - на природу»;
Фестиваль семейного творчества «Всей семьей мы вяжем, шьем, и рисуем, и поем».
Раздел №4 "Живая планета "
Цель: воспитание осознанного понимания экологической культуры человека Задачи:
• Формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам,
проявлять заботу о братьях наших меньших;
• Формировать умения и навыки экологического поведения;
• Способствовать пониманию значения экологической безопасности для
здоровья и безопасности человека
Ключевые дела:
КТД «Осенний бал»
Цветочная выставка «Бал цветов»
Мини-спектакль на экологическую тему.
Праздник Земли «День птиц»
Акция «Мой школьный двор самый чистый»
Экологические десанты
Участие в муниципальных и областных конкурсах экологической направленности
Выставка поделок из природного материала «Чудеса своими руками»
Раздел №5 "Счастливо жить - здоровым быть "
Цель: Способствовать пониманию школьниками значения ценности здорового образа жизни в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.
Задачи:
• Продолжить формирование осознанного отношения школьников к своему
физическому и психическому здоровью;
• Продолжить формирование важнейших социальных навыков,
способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика
вредных привычек;
• Воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и
совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности.
Ключевые дела:
• Турслёты
• «День здоровья»
• Конкурс «На самый спортивный класс»
• Моя программа здоровья (защита проекта)
• Спортивные соревнования по различным видам спорта, кроссы, эстафеты
• Экскурсии на природу
• Уроки безопасности
• Тропа здоровья (цикл мероприятий по сохранения и укреплению здоровья)
Раздел №6 "Традиции храня и умножая "
Цель: формирование представления о прекрасном как общечеловеческой ценности, раскрытие сущности этого понятия.
Задачи:
• Формировать представления об теоретических и ценностных основах
эстетической культуры личности;
• Формировать художественную культуру личности в единстве навыков,
знаний, ценностных ориентации, вкусов; способствовать эстетическому
самообразованию и самовоспитанию ориентированных на
самосовершенствование личности;
• Воспитывать творческие потребности и способности
Ключевые дела:
· День Знаний, Последний звонок
· Фестиваль искусств
· Народные праздники (Масленица, Крещение, Колядки и т. д.)
· Месячники и предметные недели
· Мастерская Деда Мороза
· Деловая игра «Что такое хорошо и что такое плохо?»
· Игра «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много»
· Конкурс знатоков этикета
· Конкурсы и КТД
· Неделя детской книги
· «Мисс малышка»
· «Ученик года»
Раздел №7 "Путь в мир профессии"
Цель: формирование профессионального самоопределения Задача:
• Формирование осознанных представлений о мире руд а и профессий;
• Развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы; развитие
рефлексии и обучение навыкам по самопознанию;
• Формировать убежденность в том, что трудовая деятельность на благо
отчизны является формой морально оправданного существования человека;
• Воспитывать уважение ко всякому труду и людям труда, правильный подход
к выбору профессий стремление творчески подходить к любому труду,
добиваться наилучших его результатов.
Ключевые дела:
• Конкурсы «Хозяюшка», «Мастер»;
• Дни профессионального самоопределения (день медицинского работника, день
учителя, день журналиста и т. д. );
• Фестиваль творчества «Фабрика звезд»;
• Встреча с интересными людьми;
• Месячник труда и профориентации;
• Экскурсия на предприятия и учреждения села, города, области «Мир профессии»;
• Вечера - портреты «Человек красит место»;
• Работа спортивных секций, творческих объединений, клубов по интересам.
Ожидаемые результаты
Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.
Развитое чувство прекрасного. Умение найти своё место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и города.
Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
Полное удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в дополнительном образовании.
Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы педагогической подготовки родителей.
Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями.
Создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания. Внедрение в практическую деятельность достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.
Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.