ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ 

В соответствии с изменениями, происходящими в обществе, меняется и качество социальных ожиданий по отношению к образованию, которому отводится ключевая роль в воспроизводстве человеческого потенциала страны. В программных документах указывается, что развитие России напрямую связано с уровнем развития современного образования, устанавливается приоритет образования в государственной политике Российской Федерации.

Современные потребности рынка труда актуализировали вопрос о подготовке рабочих кадров в короткие сроки. Спрос на рабочие профессии растет, намного превышая потенциальное число имеющихся специалистов.

Пересматриваются подходы к роли преподавателя и учащегося в учебном процессе. Основная роль преподавателя заключается не в том, чтобы жестко направлять и регламентировать учебную деятельность, а в том, чтобы создавать условия, оптимальные для учебной деятельности, способствующие познавательной, коммуникативной и личностной активности учащихся. При этом учащиеся становятся инициативными субъектами образовательного процесса, так как создают систему знаний совместно с педагогом, анализируют и обрабатывают информацию, занимаются проектной деятельностью и экспериментируют, получают собственный опыт и наполняют его личностными смыслами. Таким образом, между учителем и учеником формируются субъект-субъектные отношения.

            Одним из перспективных подходов, позволяющих решить задачи, стоящие перед современной системой образования, признается компетентностный подход к управлению качеством образования.

Инновационный подход в решении данной проблемы может иметь место в рамках сетевого взаимодействия на основе процесса интеграции. В неразрывной связи с общим образованием политехническое образование является условием подготовки молодёжи к активной производственной и общественной деятельности, основой последующей профессиональной подготовки, способствует решению задачи соединения обучения с производительным трудом.

Норма качества политехнического образования определяется как совокупность ключевых компетенций, сформированных на каждом конкретном этапе образовательного процесса, и необходимых для продуктивной деятельности учащегося на следующем образовательном уровне, а также в реальных условиях жизнедеятельности.

В основе политехнической подготовки школьников лежат следующие принципы:

1) в образовательном процессе представляется возможным выделить три образовательных ступени – I ступень (начальная школа, 1 – 4 класс), II ступень (основная школа, 5 – 9 класс), III ступень (старшая школа, 10 – 11 класс).

2) на каждой образовательной ступени формируется определенный набор ключевых компетенций, обеспечивающий продуктивность учебной деятельности учащегося на следующей образовательной ступени, а также являющийся базой для формирования ключевых компетенций более высокого порядка.

3) возможность выделения ключевых компетенций для каждого образовательного уровня обусловлена развитием на каждом из этих трех уровней специфических психических новообразований. Именно психические новообразования определенных возрастных периодов становятся базой для развития соответствующих ключевых компетенций.

На первой образовательной ступени (начальная школа) в качестве ключевых компетенций учащихся политехнической школы выступают следующие характеристики:

·         самостоятельность, инициативность в обучении;

·         способность к творчеству;

·         ориентация в мире природы;

·         ориентация в мире профессий;

·         ориентация в системе социальных отношений.

Обозначенные компетенции формируются на основе психических новообразований данного возрастного периода: автономии ребенка, порождающей его инициативность; внутренней мотивации к познавательной деятельности; ответственности за себя и за то, что составляет его мир; интереса к труду других людей.

На второй образовательной ступени (основная школа) ключевыми компетенциями учащихся политехнической школы являются:

·         способность ставить естественнонаучный эксперимент, фиксировать, анализировать, интерпретировать и обобщать полученные результаты;

·         способность применять полученные знания на практике в повседневной жизни;

·         информированность о местном и региональном рынке труда;

·         формирование представлений о личных возможностях построения профессиональной карьеры;

·         формирование устойчивой системы мотивов к профессиональному обучению.

Формирование этих компетенций становится возможным благодаря следующим психическим новообразованиям: возрастающим способностям к логическому мышлению и выстраиванию закономерностей; усвоению общекультурных способов деятельности; интеграции знаний о самом себе, формированию эго-идентичности;

На третьей образовательной ступени (старшая школа) в качестве ключевых компетенций учащихся политехнической школы выделяют:

·         формирование основных навыков профессиональной деятельности (профессиональное образование или профессиональная подготовка);

·         выбор индивидуальной профессиональной траектории;

·         осознанная ответственность за построение индивидуальной образовательной траектории;

·         готовность к обучению в течение всей жизни;

·         профессиональная мобильность;

·         формирование экономических интересов.

Программа развития МБОУ СОШ №91 ориентирована на формирование ключевых компетенций школьников на трех образовательных ступенях посредством создания и реализации модели образовательного процесса, при которой обеспечивалась бы положительная динамика качества и доступности образования для всех категорий учащихся. Представляется, что одним из важнейших ресурсов качества образования, предоставляемого образовательным учреждением, является согласованность интересов основных субъектов образовательного процесса, а именно: учащихся, родителей, педагогов и администрации МБОУ СОШ №91 и ГБОУ СПО НСО «НТТ».  Инструментом такого согласования выступают организационно-педагогические условия политехнической образовательной подготовки учащихся МБОУ СОШ №91 на основе сетевого взаимодействия с ГБОУ СПО НСО «НТТ»  и промышленными предприятиями через профильные инженерно-технологические классы.

Организационно-педагогическими условиями политехнической образовательной подготовки учащихся выступают:

·         обеспечение согласования интересов основных участников образовательного процесса;

·         определение психологического климата школы и техникума;

·         формирование положительной мотивации педагогического коллектива к достижению высоких результатов образовательного процесса, в значительной  степени определяя выбор адекватных педагогических технологий;

·         определение эффективности адаптации к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды;

·         разработка нормативных документов для сетевого взаимодействия ОУ в рамках политехнического образовательного комплекса;

·         научно-методическое сопровождение реализации содержания политехнического образования на интегральной основе в рамках сетевого взаимодействия;

·         программно-методическое обеспечение образовательной деятельности по подготовке рабочих по профессиям «Слесарь по сборке металлоконструкций», «Оператор связи».

ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

·         Повышение конкурентоспособности выпускников ОУ за счет реализации компетентностного подхода, учета потребностей регионального рынка труда.

·         Повышение мотивации школьников к учению и уровня обученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик.

·         Формирование системы образовательных услуг и адекватной структуры дополнительного образования, реализуемого ОУ.

·         Демократизация стиля управления ОУ за счет специально организованной в коллективе деятельности по формированию и развитию технологической культуры.

·         Участие в конкурсах, способствующих позиционированию ОУ на рынке образовательных услуг.

·         Становление системы многоканального финансирования деятельности ОУ и расширение доли внебюджетного финансирования до 30%.

·         Привлечение молодых педагогических кадров.

·         Периодическое обновление сайта школы, на котором предоставляется информация о деятельности и перспективах развития ОУ.

ЗАДАЧИ

Организационные

  1. Расширение учебно-воспитательного процесса занятиями дополнительного образования, способствующими нравственному и интеллектуальному развитию школьника.
  2. Эффективное использование экономических механизмов, обеспечивающих расширение доли внебюджетного финансирования деятельности ОУ.
  3. Развитие информационной и рекламной деятельности ОУ по продвижению образовательных услуг.
  4.  Исследование запроса потребителей образовательных услуг.

Кадровые

  1. Повышение квалификации преподавательского состава.

  2. Организация исследовательской деятельности преподавательского состава.

Учебно-методические

  1.     Проектирование оптимальной организационной структуры образовательного учреждения, обеспечивающего предоставление качественного доступного образования.

  2. Реализация системы трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников, обеспечивающей высокий уровень развития потребности старшеклассников в личностно значимой трудовой деятельности посредством организационно-педагогических условий политехнической образовательной подготовки учащихся МБОУ СОШ №91 на основе сетевого взаимодействия с ГБОУ СПО НСО «НТТ»  и промышленными предприятиями через профильные инженерно-технологические классы.

  3.     Проведение маркетинговых исследований с целью выявления социальных ожиданий местного сообщества к деятельности школы.

  4. Содействие выявлению и развитию творческих способностей школьников и их профессиональному самоопределению через формирование личного профессионального плана старшеклассника.

  5. Удовлетворение потребности школьника в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством приобретения квалификации в избранной области профессиональной деятельности.

  6.  Изучение и внедрение технологий обучения и воспитания учащихся с низкими учебными возможностями и одаренных детей.

  7. Проведение мониторинга качества реализации эффективности организационно-педагогических условий создания информационно-образовательного пространства сетевого взаимодействия МБОУ СОШ №91 и ГБОУ СПО НСО «НТТ».

  8. Проведение мониторинга образовательной успешности школьников в условиях адаптивной школы.

Материально-технические

  1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса демонстрационным материалом, оргтехникой.
  2. Обновление материально-технической базы образовательной области «Технология».
  3. Пополнение фонда библиотеки учебниками, методической и научно-популярной литературой, периодической печатью.